С целью обучения детей классификации как речевому и умственному
действиям можно организовывать различные дидактические игры, используя
наборное полотно.
Напомним, что классификация в форме речевого действия заключается в
том, что ребенок рассказывает, какие картинки можно объединить в одну
группу, какие - в другую. Вначале группировка в такой форме
осуществляется детьми медленно: назвав одну картинку, ребенок постепенно
подыскивает к ней другие, подходящие по смыслу. Перечислив однородные
предметы, ребенок, чаще всего по требованию взрослых, дает группе
обобщенное название, затем переходит к комплектованию следующей и т. д. Выше отмечалось, что нужно руководить действиями дошкольников,
указывать им последовательность операций и упражнять детей в их
осуществлении. Лишь научившись классифицировать с констатирующим
словесным обобщением, дети могут переходить к группировке в умственной
форме с опережающим словесным обобщением. При этом ребенок овладевает
умениями довольно быстро мысленно анализировать материал, выделять в нем
общие признаки, отражать их в слове-названии и затем уточнять состав
каждой группы. Помимо игр, помогающих решать указанные задачи, мы можем
рекомендовать специальные игры и занятия, направленные на обучение детей
классификации в форме речевого и умственного действий.
Для их проведения целесообразно сделать различных размеров наборные
полотна с ячейками. Поместив в 4-5 ячейках небольших полотен картинки с
изображенными на них однородными предметами, воспитатель сначала
организует игру «Кто быстрее назовет одним словом». На короткое время
детям демонстрируют наборное полотно и предлагают быстро определить, как
можно назвать картинки. Более интересен другой вариант. Детей делят на
две команды. Из каждой команды вызывают ребенка; воспитатель
одновременно показывает детям два наборных полотна. Кто быстрее даст
правильный ответ, тот получает приз (например, значок). Если дети
назвали группу одновременно, то значки получают оба ребенка. Воспитатель
использует в игре несколько пар заранее подготовленных пособий. После
этого подсчитывает количество значков в каждой команде и называет
победителя. Важно следить за тем, чтобы материал был примерно одинаковым
по трудности с точки зрения называния групп и чтобы дети, которых
вызывают из разных команд, не отличались уровнем умственного развития.
Эта игра не является игрой на классификацию. Она лишь подготавливает
детей к ее осуществлению. После того как они поупражняются в обобщении и
обозначении групп (на выработку этого умения и усвоения детьми
обобщающих названий направлены многие из описанных выше игр), можно
организовывать игры и занятия на классификацию в речевой форме. Материалом для игры «Называй - не повторяй» служит наборное полотно,
на котором вперемешку размещаются картинки сначала двух, а затем и более
групп. Детям сообщают о том, что им будут показаны картинки двух разных
групп, и ставится задача найти их. Сначала вызывают одного ребенка, он
перечисляет изображенные на картинках однородные предметы, а затем
другой ребенок называет предметы другой группы. Ребенок, правильно и
самостоятельно выполнивший задание, поощряется воспитателем. Если же
ребенок пропустил какую-либо картинку, перепутал элементы двух групп и,
следовательно, частично повторил то, что было сказано до него, то
провинившийся платит фант. В эту игру также можно внести элемент
соревнования. Чем больше групп картинок размещается на полотне, тем
большее количество детей участвует в игре, тем на большее число команд
можно разделить детей. На занятиях подобного типа дети упражняются в
нахождении поочередно элементов одной группы за другой. В дальнейшем
необходимо сочетать оба задания: сначала перечислить элементы группы, а
затем дать ей обобщающее название.
С этой целью можно проводить игру «Какую группу мы спрятали?».
Воспитатель объясняет детям, что на наборном полотне расположены
картинки разных групп, надо найти картинки сначала какой-либо одной из
групп. После того как воспитатель перевернул или снял с полотна
(спрятал) названные ребенком картинки, он предлагает детям отгадать,
какая группа спрятана; таким образом ребенок должен дать группе
обобщающее название. Перечислить элементы группы может один ребенок,
отгадать название - другой участник игры. Если на наборном полотне
имеются картинки трех-четырех групп, то, используя одно пособие, можно
вызвать 6-8 детей. Эту игру можно назвать «Отгадай, какую группу взял
Петрушка», при этом воспитатель действует от имени Петрушки.
Подобные игры способствуют не только активизации внимания и
мыслительной деятельности, благодаря которой дети производят обобщение и
классификацию, но и совершенствованию их памяти. Для того чтобы дать
обобщающее название спрятанной группе, дети должны удержать в памяти ее
элементы и еще раз проанализировать их уже по представлению. Вначале можно использовать более простой вариант игры, назвав ее
«Спрячем группу». После того как названы элементы одной группы,
воспитатель обращается к детям с вопросом: «Так какую группу мы сейчас
спрячем?», «Как назвать ее одним словом (или двумя)?» Дети вспоминают
обобщающее слово, опираясь на наглядно представленные элементы группы,
Воспитатель убирает картинку лишь после того, как ей дано
соответствующее название.
Эта же игра может быть приспособлена для обучения детей классификации
как умственному действию. Используется то же наборное полотно с
расположенными на нем картинками различных групп.
Воспитатель вызывает двух детей. Один из них дает другому задание
спрятать какую-либо группу, например одежду. Ребенок до перечисления
элементов группы должен дать ей обобщающее название, т. е. произвести
действие, которое мы назвали опережающим словесным обобщением.
Выполнение следующим ребенком полученного задания может быть
организовано по-разному. Вначале ему разрешают молча перевернуть (или
снять) все картинки, относящиеся к данной группе.
В этом случае ребенок осуществляет операцию отнесения в форме
практического действия: ему дано название группы, и он относит единичное
к заданному общему. Другой вариант заключается в том, что ребенок,
получивший задание, называет все картинки данной группы (осуществляет
речевое действие), а перевертывает их или первый ребенок, или
воспитатель. Затем роли детей меняются: второй ребенок, называя группу,
дает задание первому спрятать ее, и тот перечисляет содержание группы.
Остальные дети наблюдают за действиями товарищей. Выигрывает тот, кто,
давая задание товарищу, правильно назвал группу, и сам быстро,
самостоятельно и правильно выполнил полученное задание. Нужно учесть,
что условия для мыслительной деятельности первого и второго ребенка
оказываются неодинаковыми, так как вначале на наборном полотне
расположено большее количество картинок (а следовательно, и групп), чем
после выполнения первого задания. Поэтому, чтобы уравнять условия,
воспитатель предлагает обоим детям отвернуться, сам несколько
переставляет оставшиеся картинки и добавляет к ним новую группу, после
чего игра продолжается. Можно проводить игру «Найди быстро группу». Демонстрируя наборное
полотно с картинками, воспитатель предлагает детям как можно быстрее
найти какую-либо группу, дать ей название и рассказать, что в нее
входит. Одновременно могут поднять руки несколько детей. Воспитатель
спрашивает одного ребенка, который называет и перечисляет свою группу.
Затем он спрашивает у детей: «А кто нашел другую группу?» На вопрос:
«Про что ты хочешь нам рассказать?» - отвечает следующий ребенок и т. д.
Затем вводится новый элемент в игру: детям предлагается найти уже не
группу, а группы. Ребенок, вызванный воспитателем, перечисляет название
тех групп, которые он сумел обнаружить. Затем игра проводится по типу
«Называй - не повторяй».
Вызванные воспитателем дети перечисляют картинки одной группы за
другой. При этом воспитатель вначале напоминает детям обобщающее слово, а
затем не называет групп. Используя различные наборы картинок (для этого
желательно заранее подготовить несколько наборных полотен с
картинками), воспитатель может вовлечь в игру-занятие большое число
детей.
Игровая ситуация создается здесь за счет быстроты ответов детей. Если
воспитателю не удается придать заданию игровой характер, то можно
проводить эти упражнения в виде занятий.
С той же целью обучения детей классификации как умственному действию
можно проводить игры в «Магазин», «Наведем порядок» и др. В этих играх,
как и в предыдущих, материалом являются наборные полотна с различным
содержанием хаотически расположенных на них картинок.
Организуя игру в «Магазин», воспитатель объясняет детям, что привезли
в магазин много разного товара, но сложили его в беспорядке и продавцам
предстоит трудная работа разложить товар по отделам. На вопросы
воспитателя: «Что здесь за товар?», «Какие отделы нам нужны, чтобы его
распределить?» - дети должны дать обобщающие названия группам: «Здесь
мебель, значит, нужен мебельный отдел; здесь овощи - нужен овощной
отдел» и т. д. После выяснения названий всех групп-отделов дети
распределяются по отделам, при этом воспитатель специально повторяет
данные детьми названия всех групп. «Ты, Петя, будешь заведующим
мебельным отделом, у тебя, Вера, будет отдел игрушек, Валя будет
заведующей отделом посуды» и т. д. Затем, уже называя группы,
воспитатель предлагает каждому заведующему рассказать, какой товар
поступил к нему в отдел. Можно, подобрав соответствующие картинки,
образовать магазин «Природа» с отделами различных животных (насекомых,
домашних животных, диких зверей) и растений (отделы цветов, деревьев,
грибов). По этому же принципу можно проводить многие игры, например «Наведем
порядок», в «Путешествие» и др. Содержание последней игры может быть
примерно следующим: дети решили путешествовать, они побывали во многих
местах, повидали много интересного. То, что они увидели, художник
изобразил на картинках, но он разложил их в таком беспорядке, что трудно
понять, где же были дети и с чем они познакомились. «Давайте, посмотрев
на эти картинки, вспомним, что же мы видели во время путешествия», -
обращается воспитатель к детям. Они вспоминают, что видели на улицах
города (используются группы транспорта и машин), в скверах и парках
(деревья, цветы), в зоопарке, в лесу и т. д. |