Как только ребенку приходит время идти в школу, вся
семья сталкивается с целым рядом проблем. Они связаны с психологическим
состоянием малыша, который оказывается оторванным от привычного режима, а
также с психологическим состоянием взрослых, вынужденных вместе со
своим сыном или дочкой адаптироваться к новым условиям. Чтобы школьная
пора не воспринималась столь трагично, родителям следует вовремя
подготовить ребенка к изменениям в его жизни. Причем эта подготовка не
должна ограничиваться обучением определенным умениям и навыкам,
необходимым в школе. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к
школе, включающая в себя умение слушать взрослого, подчинять свое
поведение определенным правилам, а также общаться со сверстниками и т.д.
В будущем именно это поможет избежать целого ряда проблем.
В этой главе я постараюсь рассказать вам, дорогие
родители, как помочь ребенку наиболее безболезненно вступить в новый
период его жизни, как облегчить ему процесс обучения и адаптации к
незнакомому коллективу, как увлечь его тем или иным предметом. Надеюсь,
что мои рекомендации позволят вам также найти подход к ребенку,
установить с ним доверительные отношения.
Первое сентября! Практически у каждого человека с
этим днем связаны волнующие и трогательные воспоминания. Память надолго
сохраняет день, когда мы в первый раз идем в школу, вооружившись пока
еще легкими ранцами и огромными букетами цветов. Рядом с
первоклассниками — мамы и папы, бабушки и дедушки, которые волнуются не
меньше своих чад. Как там наш? Как он себя чувствует? Не будет ли он
переутомляться? Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками и
учителями? На эти вопросы невозможно ответить однозначно, поскольку все
зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Начало обучения —
это в некотором роде экзамен для всей семьи.
Как только маленький человечек поступает в школу, к
нему сразу меняется отношение взрослых, и не только к нему, но и к его
занятиям, увлечениям. Оно становится более серьезным. Родители и другие
близкие родственники видят в первокласснике не капризного малыша, а
полноценную личность, способную самостоятельно принимать решения. Да и
сам ребенок, осознавая всю важность момента, чувствует себя
повзрослевшим.
В большинстве своем дети бывают морально и физически
готовы к школе, как правило, с первого дня они осознают, что вступают в
совершенно новый период жизни. Они чувствуют себя повзрослевшими, и им и
в голову не приходит, что можно пропустить занятия просто так, без
уважительной причины, хотя совсем недавно, случалось, просили родителей
не водить их в детский сад, оставить их дома. Школа — это совсем другое,
и дети это прекрасно понимают.
Такое отношение к школе у большинства детей появляется еще до того момента, как сами они становятся учениками.
Я провела простое исследование, суть которого
заключалась в следующем: я раздала шестилетним дошкольникам карточки, на
которых были написаны различные эпитеты: «красивый», «хороший»,
«умный», «глупый», «рассеянный» и т. п. Перед ребятами стояли две
коробки, на одной из которых был изображен играющий ребенок,
символизирующий дошкольника, а на другой — держащий в руке портфель
школьник. Затем я читала слово, а ребята должны были класть карточку с
этим словом в коробку, к которой она, по их мнению, больше подходит.
Результаты этого исследования приятно удивили,
поскольку подавляющее большинство детей отнесли все положительные
эпитеты к школьнику.
Почему у них сложилось такое представление? В первую
очередь это влияние родителей и старших братьев и сестер, если таковые
имеются, чьи положительные эмоции, связанные со временем, проведенным в
школе, передаются младшему в семье. Да и от других взрослых ребенку
часто приходится слышать: «Сколько тебе лет? Шесть? Как здорово, значит,
в сентябре пойдешь в школу. Молодец!» К тому же для дошкольника школа —
этакий символ «взрослости», а детям обычно свойственно стремление как
можно быстрее повзрослеть.
Но, конечно же, не только высказывания старших
определяют отношение ребенка к школе. К этому его готовит практически
все дошкольное детство. И ведущая роль здесь принадлежит игре. Именно
она направляет любознательность малыша на постижение окружающей
действительности, порождает желание реально, а не «понарошку» включиться
в сложный мир взрослых. В процессе игры ребенок знакомится с различными
профессиями, при этом он сталкивается с тем, что еще практически ничего
не знает и не умеет. А где всему учат? Разумеется, в школе.
Итак, к шести годам у большинства детей появляется
желание стать школьниками. Если же этого не произошло, значит, ранее в
воспитании ребенка были допущены какие-либо просчеты и ошибки.
Как этого избежать? Как сделать, чтобы он с
удовольствием ходил в школу? Как помочь привыкнуть к необычной для него
обстановке? Эти и другие вопросы я затрону чуть позже. А пока
постараемся выяснить, почему у ребенка возникает негативное отношение к
школе, и выявить видимые причины такого отношения. |