Маленькие дети с удовольствием знакомятся с окружающим
миром. Они с неподдельным интересом впитывают все новое. Тянутся к
каждому листочку, камушку или травинке. Тем более их интересуют
животные. Как радуется ваш малыш, увидев на улице кошечку, собаку или
птицу. С каким трепетом и любовью он относится к живым существам. Не
жалея, не сомневаясь, он готов поделиться с животным самым дорогим, даже
любимой соской.
Для ребенка животные являются источником новых
впечатлений, ощущений, переживаний, общение с ними раздвигает границы
познания окружающего мира. Так малыш накапливает позитивный опыт, а его
эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается
на его психическом развитии и способствует более раннему становлению его
как личности.
Порой общение со взрослыми и сверстниками вызывает у
малыша определенные трудности. А вот в контакте с животным ребенок, по
мнению специалистов, может находиться очень долго и не испытывать при
этом каких-либо затруднений. Дело в том, что маленькие дети очень остро
чувствуют отношение к себе взрослых, их настроение. То же самое можно
сказать и о чувствительности домашних животных. Те и другие хорошо
понимают друг друга без слов, на уровне «шестого чувства». К тому же
животные не рассматривают детей как опасный объект. Поэтому между
малышом и домашним питомцем, как правило, складываются гармоничные
отношения.
И все же не стоит преувеличивать благотворного
влияния животных в доме на ребенка. Просто так, сами по себе они ни на
что не влияют и не являются гарантией развития у малыша таких качеств,
как внимательность, заботливость, ответственность и прочие, на что
уповают многие родители.
Отношение детей к «братьям нашим меньшим» в
первую очередь воспитывается родителями. Это они должны позаботиться о
том, чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к домашнему
животному, любовь к нему.
Причин заводить домашних животных тысячи, и у
каждого — своя. Для кого-то просто любопытство, интерес, для кого-то
насущная необходимость с кем-то пообщаться, любовь к теплым, пушистым,
верным, бессловесным или дань семейным традициям. Но, оказывается,
домашние животные приносят и большую пользу нашему здоровью.
Австралийские медики обследовали более 5 тысяч пациентов, страдающих
сердечно-сосудистыми заболеваниями, 780 из них держали домашних
питомцев. Оказалось, что у хозяев животных значительно ниже кровяное
давление и содержание холестерина в крови, чем у тех, у кого нет кошки
или собаки. Выяснилось, что общение с домашними животными не менее
эффективное лекарство, чем вегетарианское питание и усиленные занятия
физкультурой.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МЕЧТАЕТ О ПИТОМЦЕ?
Почти все дети любят животных, интересуются их
жизнью, привычками. Интерес к зоологии чаще всего проявляется у детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Дети, воспитывающиеся в городе, имеют ограниченные
возможности для общения с животными, однако многие ребята очень хотят
иметь их у себя дома. Подобное желание порой бывает предметом конфликтов
между ребенком и родителями. А более настойчивые дети иногда ставят
взрослых перед свершившимся фактом: приводят домой беспризорное животное
или покупают на свои сбережения, например, котенка, щенка.
Быть ответственным — одна из важнейших особенностей
человека. Мы, взрослые, ответственны за своих детей. Мы хотим заботиться
о них, воспитывать, защищать и любить. И мы счастливы, когда дети нас
любят. Мы окружаем детей вниманием и заботой, покупаем игрушки и конфеты
и мечтаем видеть их счастливыми. Но однажды ребенок говорит: «Давайте
купим собаку», — и этот вопрос застает врасплох.
Чего ему еще не хватает? Родители пытаются отшутиться или приводят серьезные аргументы против такого приобретения.
— Мама, разреши мне завести собаку! Обещаю, что
сама буду выводить ее гулять, убирать за ней, купать и кормить! —
уговаривала Ева.
— Но, доченька! Собака на четвертом этаже, без лифта... Мы будем мучиться с ней, а она с нами. Больше всего достанется бабушке.
— Но я же обещаю все делать сама!
— Верю в твою искренность, но слишком хорошо тебя
знаю: с выполнением обещаний у тебя туговато. К тому же у нас небольшая
квартира, а собаке нужен простор.
— Ну, разреши хотя бы кота, — не сдавалась Ева. —
Правда, я так хотела собаку, но ведь кошки тоже очень хорошенькие. У
них такая пушистая шерсть...
— К сожалению, и с кошками много забот. Нужно все
время менять песок, они царапают мебель, а когда линяют, повсюду
остается шерсть.
— Ну а хомяка?
— От хомяка пахнет за километр!
— Совсем нет, мама. У Юрика их целых два, и неприятного запаха нет. Родители ему позволили...
— Его родители позволили, а я не могу.
— Почему ты такая жестокая, мама? Животные
доставляют столько радости! А сколько интересного можно узнать об их
жизни, если каждый день наблюдать за ними! Ты хоть знаешь, что я хочу
стать зоологом и должна готовиться к будущей работе? А ты не хочешь
разрешить мне завести хоть какое-нибудь живое существо, пусть даже самое
маленькое — попугайчика или рыбок...
Вот пример типичной дискуссии, в которую приходилось
вступать многим родителям. В данном случае очевидно, что у девочки не
будет домашнего питомца, ибо мама придерживается по этому вопросу
принципиальной позиции, заботясь о чем угодно, только не о душевном
состоянии дочери.
Но даже если родители неумолимы, ребенок будет
придумывать все новые и новые способы убеждения, давая разнообразные
обещания, например, всегда слушаться, хорошо учиться, помогать на кухне и
т. д.
Бывает, что в отчаянии дети придумывают себе
питомца: ходят, волоча за собой веревочку-«поводок» или наливают для
воображаемой кошки в блюдечко молоко. Вспомните замечательный мультфильм
«Рукавичка», в котором девочка свою рукавичку представляла щенком,
выгуливала и кормила ее. Дети надеются, что рано или поздно родительское
сердце дрогнет и дома появится живое существо.
Итак, какие же причины определяют потребность ребенка в питомце?
Психологи считают, что стремление приобрести
домашнее животное обусловлено желанием ребенка о ком-то заботиться,
опекать слабое, зависимое от него существо. Эту склонность проявляют
чаще всего единственные в семье дети. Излишек внимания, оказываемого им
взрослыми, — это своеобразная нагрузка, и дети как бы переносят часть ее
на полюбившееся им животное.
Кроме того, психологами подчеркивается, что желание
иметь домашнее животное часто возникает у ребенка в тех семьях, где
родители, проявляя большую любовь к своему единственному ребенку,
удовлетворяют все его потребности, но лишают одной из самых главных —
общения с ними. Для тесного контакта с ребенком у них не хватает
времени. Домашнее животное как бы заменяет этим детям общение с людьми
во время долгих часов вынужденного одиночества.
Итак, еще раз перечислим основные причины появления у ребенка потребности иметь домашнее животное:
• стремление быть ответственным;
• необходимость эмоциональной близости с кем-то;
• недостаток общения;
• слабо развитые коммуникативные способности (необщительный ребенок);
• зависть к другим детям, у которых уже есть домашний питомец;
• желание иметь сильного защитника (если речь идет о собаке).
Интерес к жизни животных, проявляется ли он в
практической или теоретической форме, носит положительный характер.
Наличие такого интереса у ребенка всегда должно радовать родителей и
всячески приветствоваться и поддерживаться ими. |