Чтение все больше утрачивает свою культурную,
образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения
информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению
взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи
отмечают, что за последнее десятилетие в России:
• возросло число детей, читающих только по школьной программе;
• все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;
• замедляется вхождение ребенка-дошкольника в книжную культуру;
• по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;
• усиливается воздействие массовой культуры на крут
чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров,
книг по мотивам телесериалов);
• большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.
Чтение играет важную роль в формировании и
нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями.
Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память,
мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и
родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в
своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают
трудности в общении. О том, почему многие дети не любят и не хотят
читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в
чтении, мы и поговорим в этой главе. Кроме того, мы рассмотрим проблемы
раннего обучения чтению и пути преодоления трудностей с чтением у детей. |