Качество дошкольного воспитания определяется характером общения
взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания
можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в
действительности их гораздо больше.
Различия между ними определяются не только процессом, но и его
конечным результатом — тем, каким в итоге становится ребенок, какой
складывается его личность.
Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками.
„Цель— вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить
послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми —"Делай, как
я!”. Способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования,
угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика — диктат и опека. Задача
педагога — реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и
контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих
условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается
взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной
системы.
Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с
детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока.
Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной
дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во
времени и жестко регламентируется взрослыми.
В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в
утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения
внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает
гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.
К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети
теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает
иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных
воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко
меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.
Послушание детей зачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить
согласно "двойному стандарту”—"для себя” и "для тети”.
"Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой
модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не
рядом и не над, а вместе!” Его цель—содействовать становлению ребёнка
как личности.'Это предполагает решение следующих задач : развитие
доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое
здоровье);
формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие
индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого
ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных
тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно
развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются
не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы
общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку
зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения —
сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и
перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература,
музыка и т. д.), создают условия для полноценного развития личности, ее
гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и
развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на
ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества
(отрицание манипулятивного подхода к детям).
Исключительное .значение. в педагогическом процессе придается игре,
позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно
реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве
взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной
формой организации детской жизни.
Ожидаемые результаты — расширение "степеней свободы” развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей):
его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества
преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется
коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед
неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и
творческие способности.
Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не
предполагает, "отмены систематического обучения и воспитания детей,
проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и
того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым
звеном общей системы народного образования и в качестве такового
обеспечивает первый этап становления развитой личности.
Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье. |