Несмотря на то что официально ребенка должны научить
читать только в первом классе, в большинстве «продвинутых» школ требуют
от поступающих шестилеток если не беглого чтения, то хотя бы умения
читать по слогам. При этом на прилавках книжных магазинов появилось
огромное количество книг, рассказывающих о разнообразных методиках
раннего обучения чтению. В связи с этим перед родителями встает вопрос: с
какого возраста и как учить ребенка читать?
Можно много спорить о вреде и пользе раннего чтения,
но есть реальные проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются
сегодня родители, преподаватели и психологи:
1. Ребенок-школьник читает очень медленно, с большим
количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению
словами.
2. Даже бегло и правильно читающий ребенок
категорически отказывается читать что-либо сверх школьной программы, он и
«лишнюю» строчку не прочтет, если ее не задавали. Многие учащиеся уже с
первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение,
а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.
3. Ребенок не способен пересказать прочитанное, он
просто не понимает и не запоминает то, что читает. В погоне за техникой
чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с
ошибками, так и хорошо читающие дети.
Нарушения навыка чтения тесно связаны с
проблемами развития устной и письменной речи ребенка, его личностным
развитием, с кругом его общения и интересами.
При этом трудности с чтением встречаются у детей из
разных социальных слоев. Так, например, очень часто с этой проблемой
сталкиваются родители, приложившие массу сил для поступления ребенка в
престижную школу.
Специалисты называют две основные причины нелюбви детей к чтению:
• раннее обучение, когда ребенка учат неправильно, отбивая у него всякий интерес к чтению;
• «специфическая задержка развития навыка чтения» — дислексия.
До сих пор нет ответа на вопрос: нужно ли учить
читать детей младше трех лет? Большинство психологов и педагогов —
сторонников «старой школы» — считают, что такое опережающее развитие
только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме
нервно-психического переутомления, не получает.
С одной стороны, постоянное развитие науки и техники
требует от людей все большего уровня подготовки. Поэтому раннее
обучение ребенка — это не попытка «лишить его радостного детства», а
необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют
высокие технологии и огромные объемы информации. Но, с другой стороны,
увеличивается количество так называемых патогенных факторов (плохая
экологическая обстановка, низкий уровень социального и медицинского
обеспечения, большой процент хронических заболеваний среди населения
детородного возраста, а также стрессы, новые болезни и т.д. и т.п.), что
приводит к рождению слабых, болезненных детей, которым необходимо
щадящее, компенсаторное и коррекционное обучение, а ни в коем случае не
опережающее и перегружающее.
Чаще всего методиками раннего обучения чтению (девиз
некоторых из них: «Читать — раньше, чем говорить!») пользуются
родители, мечтающие вырастить вундеркинда или стремящиеся подготовить
ребенка к поступлению в престижную школу.
В таком случае психологи предостерегают: слишком
раннее обучение чтению (до трех лет) может привести к дисгармонии
развития ребенка.
Родителям, стоящим перед выбором: учить или не учить
ребенка читать в раннем возрасте, необходимо ответить для себя на два
вопроса:
1) Достаточно ли они владеют методикой раннего обучения чтению, чтобы не создать своему ребенку проблем в дальнейшем?
Например, наибольшую сложность вызывает развитие у
ребенка фонематического слуха. Если ребенка учить неправильно, у него
могут возникнуть сложности при обучении в школе. Понятие «готовность
ребенка к обучению» наряду с прочими включает и психологический
компонент: у ребенка должна быть сформирована позиция ученика. Будущий
первоклассник, как правило, хочет учиться, чтобы получать знания. Но
если ребенка уже научили считать, писать, бегло читать, ему будет
неинтересно учиться и школу он станет воспринимать как повинность.
2) Выдержит ли ребенок предлагаемые ему нагрузки?
Если у ребенка были какие-либо невропатологические
проблемы при рождении или в младенчестве, он очень активен или,
наоборот, пассивен, то до 5—6 лет лучше ограничиться развивающими
играми. Следует понимать, что чтение не рождается автоматически из
знания алфавита. И психологи, и педагоги считают, что в этом возрасте
ребенка важнее научить связно рассказывать, помочь ему освоить
необходимый запас слов.
С другой стороны, детские психологи отмечают, что
при условии нормального хода развития речи можно начинать обучать чтению
в игровой форме уже четырехлетнего ребенка. Если же ребенок заговорил
поздно (после двух с половиной лет), имеет дефекты произношения, бедный
словарный запас, строит короткие фразы, вообще не употребляет предлогов,
не изменяет слов по падежам — с обучением чтению торопиться не стоит.
Развивающие занятия требуют ежедневности и
последовательности. Не стоит начинать самостоятельно обучать ребенка,
если вы не можете каждый день выделять время для совместных занятий.
Если же вы приступили к обучению, не ждите от
ребенка быстрых успехов, не торопите его, не критикуйте, если у него не
все получается сразу, — наберитесь терпения. Развивающие занятия должны
быть в радость и вам, и вашему малышу. В противном случае ваши
раздражение и недовольство передадутся ребенку, создав у него негативное
отношение к обучению в целом и к чтению в частности.
Если вы не уверены в своих силах или не располагаете
достаточным количеством времени для регулярных занятий с ребенком по
конкретной программе — не отчаивайтесь. Читая ребенку, рассказывая ему
что-то интересное об окружающем мире и побуждая рассказывать его,
разыгрывая и обсуждая с ним прочитанные сказки, вы поселите в нем
интерес к самостоятельному узнаванию нового. Именно чтение и призвано
удовлетворять подобное желание, так как оно является познавательным
процессом, позволяющим самостоятельно усваивать самую разнообразную
информацию. |