Дети-индиго - это словосочетание в последнее время можно слышать все чаще и чаще, большей частью в
таких высказываниях, как «дети нового времени» или «дети будущего». Речь прежде всего идет о совершенно
особенных детях, число которых в мире возросло с начала 1980-х годов и в
настоящее время продолжает увеличиваться.
Сторонники эзотерики склонны
приписывать этим детям определенные способности: индиго должны обладать
большой спиритуалистической одаренностью,
полагаться главным образом на собственную интуицию и вносить в этот мир
равновесие и согласие.
Многие дети-индиго
подвержены СДВ и СГДВ
Кроме того, они обладают высокоразвитым интеллектом и ярко выраженными творческими способностями. С
другой стороны, их поведение столь разительно отличается от поведения других людей, что они зачастую вызывают у
окружающих недовольство, нелегко приспосабливаются к обществу и с большим трудом поддаются воспитанию. Отличительной чертой многих
детей-индиго следует считать, к примеру, наличие у них синдрома дефицита внимания (СДВ) или синдрома
гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Поэтому дети-индиго нуждаются в особенном внимании
родителей (как, впрочем, все без исключения
дети).
Сегодня число детей,
имеющих эти диагнозы и демонстрирующих
неадекватное поведение, увеличивается. Правда, такого рода поведение часто
проявлялось у детей предшествующих поколений, но если и имело место, то вряд ли
точно диагностировалось и соответственно называлось. Воспитание детей по сравнению с прежними временами определенно не
стало легче. Ведь обилие различных
средств массовой информации и использование компьютеров сделали детей гораздо
более раздражительными, чем в
середине XX века. При сегодняшнем образе жизни (засилье транспорта, недостаточное
количество мест для игр в городах) дети часто не имеют возможности
выплеснуть избыток энергии, чтобы успокоиться. Накапливающееся раздражение выливается в приступы агрессии.
Попытайтесь увидеть
в «других» детях нечто
особенное
Многие родители
обеспокоены тем, как лучше развивать способности своих детей: может быть, стоит
посещать музыкальные школы или школы с различным уклоном, спортивные секции или же курс современных танцев? Планы
родителей столь насыщены, что у многих
детей едва хватает времени для простых
игр; а некоторые уже в раннем детстве
начинают испытывать настоящий стресс. В таких ситуациях и, прежде всего, при подозрении на СДВ или СГДВ родителям требуется дополнительная помощь
или совет. В результате подобных
поисков многие из них как раз и сталкиваются с таким понятием, как дети-индиго.
Это новое понятие
помогает многим родителям правильно сориентироваться, чтобы лучше проанализировать
и объяснить состояние своего ребенка и
его манеру поведения.
Это необходимо сделать
прежде всего потому, что дети-индиго, несмотря на свое неадекватное поведение,
представляют собой нечто совершенно
особенное, и нельзя не признать их исключительные способности. Но ведь все
родители твердо убеждены в том, что их ребенок уникален.
Тем не менее, это утверждение, возможно, в большей степени справедливо по отношению к тем детям, которые
кажутся непохожими на других. Вместо
того, чтобы воспринимать их необычное
поведение только негативно и всеми силами бороться с ним, следует попытаться
увидеть в этих детях нечто особенное.
Многим родителям таким образом удается существенно облегчить общение со
своими «трудными» детьми. Само по себе
понятие «дети-индиго» воспринимается гораздо лучше, чем «дети с
синдромом дефицита внимания» или «трудные»
дети. Поэтому концепции общения с индиго-детьми, изложенные в этой книге, представляют интерес для всех
родителей, чей ребенок кажется каким-то «другим».
Качества и отличительные черты детей индиго
Дети-индиго отличаются
рядом качеств, воспринимать которые окружающим, и в первую очередь родителям,
не всегда просто. Так, дети-индиго признают авторитет своих пап и мам, как, кстати, и других взрослых,
лишь тогда, когда те объясняют детям, что от них требуется или чего именно делать не следует. Простое «нет»
в качестве запрета уже с младенчества является для них пустым звуком. Их
нельзя запугать или остановить с помощью
угроз, особенно если эти дети что-то задумали.
Наряду с этим дети-индиго обладают некими отличительными
чертами, которые до сих пор у детей не встречались или же встречались очень редко. Например, в эзотерических кругах
им приписывают способность общаться с животными и растениями. Эти дети также особенно эмоциональны и чутки. В
данной главе упоминается ряд других качеств, которые присущи только детям-индиго. Но, прежде всего, необходимо выяснить
происхождение этого названия.
Происхождение термина «дети-индиго»
В начале 1980-х годов американка Нэнси Энн Тэпп (Nancy Ann Tappe) написала книгу под
названием «Understanding your life through color», что примерно означает: «Постигайте свою жизнь с
помощью цвета». В этой книге Нэнси Энн Тэпп соотносит различные типы
личностей с естественными красками и очень
точно описывает присущие тому или иному цвету особенности поведения. Она убеждена, что каждый человек обладает
аурой определенного цвета, и утверждает, что эту ауру можно увидеть. В своей книге она описывает также отличительные черты личностей, обладающих, по ее
мнению, очень свежим синим цветом - индиго.
Краткий экскурс в эзотерику
Люди, подобные Нэнси
Энн Тэпп, то есть приверженцы эзотерики,
убеждены, что с начала 80-х годов XX века
число детей-индиго в мире увеличилось. Начиная с 90-х годов XX века в определенных регионах нашей планеты, прежде
всего в индустриально развитых
странах, большая часть новорожденных
относится к числу детей-индиго. На них возложена миссия: изменить мир в лучшую сторону и пробудить в людях духовность.
Однако и раньше, задолго до 80-х годов прошлого века, рождались отдельные представители индиго -
некоторых из сегодняшних взрослых людей можно было бы отнести к их
числу. Немецкая писательница Каролина Хеенкампф в своей книге «Феномен индиго» выдвигает тезис о том, что родившиеся до 1980-х годов люди, обнаруживающие
сходные с индиго-детьми качества, являются так называемыми «просветителями», то есть своего рода
предшественниками индиго, и их целью было подготовить мир к появлению детей-индиго. Каролина Хеенкампф стремится доказать,
что дети-индиго обладают измененной наследственностью, что делает их совершенно
особенными. Например, у них изменен обмен веществ в печени, что позволяет им
поглощать большое количество так называемой еды быстрого приготовления (например, в ресторанах «Макдональдс») без всякого вреда для организма. Дети-индиго
должны стать определенным этапом в
эволюции человека и как можно лучше
приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни.
У этих взглядов есть
множество приверженцев, однако они до сих пор еще не получили научного
признания.
Маленькие тираны или личности с собственным мнением?
Каждый человек,
имеющий детей, знает, что все малыши до
определенного возраста не всегда поступают так, как хотят их родители. Дети
проверяют, насколько далеко они могут
зайти в своих исследованиях окружающего мира, пока их «производители» не укажут им достаточно четких
границ, и порой доводят бедных родителей до белого каления. Наряду с этим, они уже в достаточно раннем возрасте
имеют собственное представление о том, чего они хотят и чего не хотят, а
также порой очень явно проявляющийся вкус, который не всегда совпадает с родительским. Поэтому споры, противоречия и даже ожесточенные столкновения между
родителями и их отпрысками изначально
запрограммированы. И в этом нет ничего плохого, дети должны иметь возможность
«нападать» на своих родителей - они должны научиться улаживать конфликты и
отстаивать свое мнение. А где еще они смогут
лучше научиться этому, как не в родительском доме?
В то время как
нормальными детьми (но что такое «нормальные»?)
гораздо легче управлять, и они, по крайней мере во многих случаях, безоговорочно признают авторитет своих родителей без всяких там «но» и «почему», у
родителей детей-индиго гораздо больше проблем.
Термин «Дети-индиго»
По определению Нзчси
Энн Тзпп, дети, обнаруживающие : определенные
отклонения в поведении, называются детьми- индиго. В настоящее время люди,
ничего общего не имеющие с эзотерикой, также иногда употребляют понятие
«дети-индиго» применительно к детям,
которые чем-то отличаются от других
и обнаруживают определенные отклонения в поведении, диагностируемые как синдром
дефицита внимания (СДВ) или синдром гиперактивности
и дефицита внимания (СГДВ). Причина
использования этого термина проста - ведь это определение благозвучно и не
вызывает никаких негативных ассоциаций.
Вот некоторые из
существенных качеств, которые присущи
детям-индиго и которые могут достаточно осложнить их воспитание.
- Дети-индиго с самого раннего возраста обладают очень высокой и ярко выраженной самооценкой, и они
отчетливо дают родителям это почувствовать. Кроме того, создается впечатление, что эти дети точно знают, чего
хотят.
- Если индиго говорят: «Я хочу именно это!», то
разубедить их можно лишь с большим трудом. Простые запреты не оказывают на них никакого действия. Требуется доброжелательное и вместе с тем понятное объяснение, чтобы, во-первых, изменить их намерения,
во-вторых, удержать их от опрометчивых
поступков и, в-третьих, увлечь их
тем, по отношению к чему они довольно скептически
настроены.
- Многим индиго с
большим трудом удается сидеть спокойно, они постоянно в движении, поэтому им сложно на чем-то сконцентрировать
свое внимание, и они довольно легко отвлекаются.
На языке медицинских терминов такое поведение называется синдромом
дефицита внимания, вызванным гиперактивностью
(СГДВ) (далее этот диагноз рассматривается
более подробно).
- Индиго решительно
противятся определенным вещам,
которые у других детей не вызывают никакого
протеста, например, они не любят ждать.
- Из-за их нетерпения,
а подчас и импульсивности окружающим
людям трудно понять и принять таких детей. И если нет никого, кто готов принять их такими, какие они есть, или же того, кто обладает сходными с индиго качествами, то последние чаще всего замыкаются в
себе. Вот почему нередко они бывают очень одиноки.
- Дети-индиго очень
впечатлительны. Как правило, они всегда
чувствуют, если кто-то их не принимает. Также они достаточно быстро
замечают, что они какие-то не такие, как
другие дети. Если у индиго создается впечатление, что сверстники отвергают их, то реакция на это
может быть достаточно агрессивной. Поэтому уже в детском саду или в школе
они часто попадают в разряд асоциальных детей.
- С другой стороны, индиго также порой бывают ко всему равнодушны, так что их с трудом удается чем-то
увлечь.
- Многим индиго очень быстро становится скучно.
- В подростковом
возрасте индиго в большей степени, чем их
сверстники, склонны принимать наркотики. Поэтому родители должны быть начеку и постоянно контролировать поведение
своего ребенка. Если он замыкается в себе, не позволяет родителям входить в
свою комнату, избегает любых разговоров, то все
это обязательно должно насторожить как мать, так и отца.
А теперь еще один
небольшой перечень особенностей поведения или отличительных признаков, которые
воспринимаются всеми как позитивные.
- Дети-индиго в
высшей степени любопытны и любознательны.
- Они стремятся все исследовать самостоятельно.
- Часто индиго предлагают собственные идеи решения проблем. Поначалу другим людям эти идеи могут показаться слишком необычными, но они часто
приводят к цели. Правда, в школе это
может создавать для индиго проблемы: ведь эти дети не хотят следовать по ранее
проторенному пути.
- Большинство детей-индиго обладают высокой творческой
активностью.
- Хорошо развитое
сочувствие к другим людям также относится
к их позитивным качествам.
- Многих индиго отличает повышенный уровень интеллекта.
- Как правило,
дети-индиго отнюдь не робкие, они легко общаются с другими людьми.
- Большинство индиго
находятся в тесном контакте с животными и с природой.
Совет
Родители, ребенок
которых проявляет некоторые или же все из вышеперечисленных качеств, часто
сомневаются в самих себе и в своей системе воспитания. Ничего удивительного в этом нет, ведь они видят, что с другими детьми
не так трудно, и ими намного легче управлять. Многие родители изучают и применяют различные методики воспитания для
того, чтобы их ребенок преуспел в
какой-то области, приобрел социальные навыки. При этом такие родители часто
совершенно не замечают того, что их
детям присущи и ярко выраженные позитивные
качества, не свойственные в такой степени другим детям. Однако ни в коем случае
нельзя допускать, чтобы перечисленные
выше отличительные черты оценивались лишь негативно. Например, в наше время повышенная самооценка, без сомнения,
является позитивным фактором. В инструкциях и указаниях нет ничего плохого, но кому понравится, если его ребенок
всегда будет делать лишь то, что ему велят другие?
К сожалению, многие родители, а также другие люди, часто общающиеся с ребенком-индиго (например,
учителя), не придают никакого значения этим позитивным качествам. Они видят лишь то, что на поверхности, т.е.
упрямого «проблемного ребенка», а не маленькую личность, человека, имеющего собственные представления о жизни, которым
он хочет следовать.
Дети-индиго тотчас
чувствуют неприязнь
С другой стороны, такая
неприязненная позиция, как правило,
отражается на ребенке: он становится все менее управляемым или же погружается в себя и становится
робким и удрученным. Если у индиго-ребенка имеется диагноз «синдром
дефицита внимания» или «синдром гиперактивности и дефицита внимания», то возможно, в этом случае врач выпишет ему риталин, для того чтобы провести
коррекцию поведения такого ребенка и
улучшить его способность адаптации к окружающей обстановке. Однако существуют
другие методики для изменения поведения
ребенка-индиго (важнейшая из которых - принимать ребенка таким, какой он есть), но об этом чуть позже.
Четыре типа индиго
Нэнси Энн Тэпп, автор термина «ребенок-индиго», разделяет
всех детей-индиго на четыре типа, которым соответствуют совершенно различные
качества. Это разделение основывается
исключительно на наблюдениях Нэнси Энн Тэпп и не имеет научного обоснования.
Первый тип - это так
называемый гуманист. Как правило, он гиперактивен и любит находиться в обществе
других людей. Кроме того, он довольно общительный, впечатлительный и открытый, о многих вещах имеет свое собственное
мнение, которое с решительностью
отстаивает. Нэнси Энн Тэпп убеждена,
что, став взрослым, гуманистический
индиго-тип изберет для себя такую профессию, которая непосредственно связана с людьми (например, врач, учитель).
Далее, по мнению Тэпп,
следует концептуалист - ориентированный на идею тип, который сосредоточен
не столько на людях, сколько, прежде
всего, на каких-то проектах. Он развивает идеи и пытается их внедрять, не обращая внимания на любого
рода протесты. Он охотно играет или работает
на компьютере, причем осваивает его
довольно рано, однако он также может
быть и очень спортивным.
Под третьим типом Тэпп подразумевает художника.
Дети-индиго, относящиеся к этому типу, особенно чувствительны, но также
обладают ярко выраженной креативностью, они
охотно рисуют и музицируют. Правда,
что касается их интересов, то в школьные годы дети-индиго часто «разбрасываются»:
то они хотят попробовать одно, а через день - уже совсем другое. По окончании школы такого рода нестабильность
в большинстве случаев ослабевает.
Четвертый, промежуточный индиго-тип (его еще называют «живущий во всех измерениях») включает в себя многие качества трех предыдущих
типов. Такой ребенок одержим разнообразными новаторскими идеями, художественно одарен и склонен командовать окружающими. У него
проблемы с признанием авторитетов, он охотно делает лишь то, что считает правильным, и им очень трудно управлять.
Синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности и
другие «дефициты»
Поведение индиго
отличается от других детей; им часто ставят диагноз СДВ или СГДВ. Некоторые качества,
присущие детям-индиго, указывают на
то, что у большинства из них есть
определенные отклонения в поведении, поэтому сегодня такие термины, как
СДВ, СГДВ и «дети-индиго», порой употребляются
как синонимы. Имеется достаточно оснований для того, чтобы познакомиться с ними
поближе.
Что такое «СДВ» и «СГДВ»?
Термин «синдром дефицита внимания» (СДВ) говорит сам за себя: люди, страдающие СДВ, не в состоянии в
течение Долгого времени заниматься одним и тем же делом - их способность концентрировать внимание весьма
кратковременна. Кроме того, они с легкостью отвлекаются на что-то новое.
Ярчайшим примером человека с СДВ является
Степка-растрепка, персонаж из
одноименной сказки Г. Гофмана-Доннера. Он ходит по улицам, словно во
сне, и его до такой степени отвлекают стремительно летающие ласточки, что он даже не
замечает, куда идет. Поэтому он, в
конце концов, падает в реку, а затем с радостью рассказывает о том, что его
выловили рыбаки.
Часто
лишь спустя довольно долгое время у ребенка диагностируют синдром дефицита
внимания. В большинстве случаев поначалу о нем говорят как о глубоко погруженном в себя мечтателе.
При СДВ очень короткий
промежуток внимания
При
синдроме гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) - впрочем, сегодня этот термин является
общепринятым для обозначения обоих
понятий, СДВ и СГДВ, поэтому именно он
будет употребляться в дальнейшем - предметы и явления уже воспринимаются по-другому: речь идет о дефиците внимания,
осложненном гиперактивностью. Чрезмерно
активные дети с нарушением восприятия существенно отличаются от детей,
которым свойственно «лишь» кратковременное внимание. Они не в состоянии хотя бы недолго посидеть спокойно, постоянно носятся
туда-сюда, часто очень шумны и импульсивны. Легко обнаружить связь между СГДВ и индиго-детьми. Гиперактивные
СГДВ-дети часто вызывают неудовольствие, и даже если нарушение еще не диагностировано,
эти дети все равно воспринимаются родителями, воспитателями в детских садах,
учителями в школах, а также родителями других детей как «дети с проблемами».
Кроме того, если говорят о гиперкинетическом синдроме или о «синдроме непоседы», то, как правило, имеют в
виду СГДВ. |