Помочь ребенку адаптироваться к школе, преодолеть страх
перед ней и все те препятствия, которые возникнут на его пути, должны и
родители, и педагоги. Не стоит недооценивать также мастерства
медицинских работников. Причем наибольшего успеха в этом нелегком деле
они смогут добиться лишь в том случае, если будут действовать сообща.
Но, безусловно, большая часть ответственности лежит на плечах родителей.
Ведь даже самые лучшие учителя не в состоянии преодолеть все трудности
воспитания детей.
С самого начала школьного обучения многие родители
допускают грубейшую ошибку, рассчитывая на то, что их ребенка полностью
подготовит к школе детский сад. Разумеется, никто не умаляет заслуг
воспитателей, и если ваш сын или дочка с удовольствием ходили в ясли и
сад, то впоследствии школа не будет казаться им чем-то трудным и
ужасным. Но ни одно детское дошкольное учреждение не сможет привить
ребенку положительное восприятие школы, если в этом не будут кровно
заинтересованы родители.
Конечно, если вага малыш посещал детский сад,
значит, его в большей или меньшей степени приучили к дисциплине,
порядку, общению в коллективе, привили необходимые бытовые навыки,
научили рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиям
ребенка не уделяют должного внимания в семье, не придают им достаточного
значения, ничем не поощряют усердие и старание малыша, то в конечном
итоге он перестает ими интересоваться, рассуждая примерно так: «Зачем я
буду старательно заниматься, исправлять свои ошибки и готовиться к
школе, если мама и папа не очень хотят этого? Значит, и сама школа не
так уж и нужна, там только ругают и ставят двойки».
Своим невниманием родители отдаляют ребенка не
только от школы, но и в какой-то степени от себя. Ведь некоторых детей
такое отношение глубоко обижает, они замыкаются в себе и перестают быть
откровенными. А проблема негативного восприятия школы в дальнейшем может
только усугубиться, и решить ее будет гораздо сложнее.
Родителям нужно больше времени проводить с детьми,
хотя это и очень сложно при сегодняшнем ритме жизни, стараться общаться с
ними на равных, тем самым давая понять, что они уже достаточно
взрослые. Это поможет им легче войти в контакт с одноклассниками и
педагогами. Ведь даже те дети, которые привыкли какое-то время
обходиться без родителей, быть в окружении сверстников, что, кстати,
тоже очень важно, оказываются в школе среди незнакомых людей. Вот здесь и
пригодится умение и желание ребенка войти в новое детское сообщество,
действовать совместно с другими ребятами и, когда нужно, уступить.
Безусловно, общение ребенка с воспитателями и со
сверстниками в детском саду играет весьма важную роль. Но тем не менее
значимо и то, какое место занимает дошкольник в семье среди братьев и
сестер, приветствуют ли родители контакты своего ребенка со сверстниками
во дворе и как оценивают его поведение. Ведь малыша ждет напряженный
труд, при котором будет необходимо делать не только то, что нравится, но
и то, что потребует учитель. А это не так-то просто, когда в портфеле
лежит новенькая машинка и хочется поделиться с соседом по парте
последними «важными» новостями.
К началу обучения в большинстве своем дети способны
поставить перед собой какую-то определенную цель, принять решение,
проявить усилие в процессе преодоления незначительных препятствий.
Правда, цели еще недостаточно устойчивы и осознаны, и в этом возрасте
они успешнее достигаются в игровой ситуации. Родителям нужно постоянно
помнить об этом, превращая квартиру во время уборки, например, в палубу
гигантского корабля или место тренировки для полета в космос, где в
процессе игры они получают возможность без угроз и назидательности
управлять детьми.
В результате игровой деятельности у ребенка
формируются рациональное и спокойное отношение к трудностям, стремление
преодолевать их, развиваются дисциплинированность и организованность,
помогающие детям приспособиться к школьным условиям.
Теперь несколько слов о взаимоотношениях с учителем.
Если у ребенка с самого начала сложатся благоприятные отношения с
педагогом, значит, он будет если не с радостью и удовольствием, то по
крайней мере без боязни посещать школу. Большое значение для
формирования этих отношений имеет то обстоятельство, как ребенок
относится к взрослым вообще. Если он привык перебивать их при разговоре,
не выслушивать до конца просьбы и пожелания, то и в школе он будет
вести себя подобным же образом, что неизбежно приведет к замечаниям и
следующим за ними конфликтам. Так что, дорогие родители, не упускайте
возможности вовремя обучить ребенка элементарным нормам вежливости. Тем
самым вы не только сделаете общение с ним более приятным для себя, своих
родственников и друзей, но и избавите его от многих проблем в школе.
Одна из самых распространенных причин нежелания
посещать школу — это слишком большая нагрузка и вследствие этого плохая
успеваемость. Помимо того, что у сегодняшних школьников довольно сложная
программа, им еще приходится ежедневно справляться с не менее трудным
домашним заданием. Кроме того, некоторые родители считают своим долгом
хоть чем-то занять дитя, чтобы оно «не болталось» без дела, или же найти
для него «престижное» увлечение. Все это, вместе взятое, настолько
утомляет ребенка, что он начинает потихоньку ненавидеть школу, которая
отнимает большинство свободного времени, часть из которого можно было бы
потратить на себя, свои интересы и увлечения, общение с друзьями. В
такой ситуации он кое-как делает уроки, чтобы освободить время для игр,
поскольку на все его в буквальном смысле слова не хватает.
В этой ситуации родители просто обязаны
пересмотреть дополнительные нагрузки ребенка. Не стоит нагружать
школьника многочисленными кружками и секциями — у него и без того забот
«полон рот». А чтобы он больше успел и не устал, ему необходимы четкий
распорядок дня и продуманный отдых, желательно на свежем воздухе.
Большое значение для адаптации малыша к школьным
нагрузкам имеет уровень его дошкольной подготовки. Но это вовсе не
значит, что, подготовив ребенка к первому классу, родители могут считать
свою миссию выполненной и вправе полностью переложить, ответственность
на учителя. Усилия семьи и школы, в частности, классного педагога,
обязательно должны дополнять друг друга. К великому сожалению, так
получается не всегда. И беда здесь не только в том, что некоторые
родители ограничивают свои воспитательные функции проводами ребенка на
занятия. Очень распространена система отношений, когда семья всего лишь
дублирует школу. Например, папа требует: «А ну-ка, покажи, как ты
выполнил классную работу? Боже мой, какие ужасные каракули! Сейчас же
перепиши!» Естественно, ребенок сядет и перепишет, но к процессу учебы у
него начнет развиваться стойкое отвращение. Чтобы этого не случилось,
вам в первую очередь нужно создать такую атмосферу, чтобы школьнику было
удобно и уютно, чтобы он на деле ощущал вашу заботу и внимание.
Часто бывает так, что родители (и прежде всего отец)
стараются не проявлять своей любви слишком явно, считая, что нежность и
ласка просто неуместны. Это глубокое заблуждение, поскольку ребенок,
постоянно недополучающий свою порцию родительской любви, вырастает
замкнутым и стеснительным. Разумеется, не стоит и слишком баловать
малыша, особенно на первых порах обучения. Этим вы рискуете получить
этакого «маменькиного сынка», постоянно цепляющегося за вашу юбку.
Еще одна очень важная функция семьи — воспитание у
ребенка самостоятельности и чувства ответственности. А это возможно при
условии, что у малыша есть свои обязанности, причем желательно, чтобы
они были достаточно разнообразными и значимыми не только для него, но и для всей семьи. Скажем, в младшем и среднем школьном возрасте ему вполне по силам незначительные покупки и помощь по дому.
Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему
то или иное дело никто другой за него выполнять не станет. Может быть,
вначале пару раз придется посидеть без хлеба, но пусть сын или дочь
увидят, что из-за них вся семья осталась без такого нужного продукта.
Формирование самостоятельности, ответственного отношения к порученным
делам — важнейшая составляющая той уверенности, которая позволяет
ребенку без боязни посещать школу. Об этом нужно помнить в тех случаях,
когда проще что-то сделать за него, чем добиться, чтобы он сделал это
сам.
Не менее важно, чтобы ваши дети пошли в школу
физически развитыми, крепкими и здоровыми и оставались таковыми на
протяжении всего курса обучения. В этом случае их не будет мучить страх,
что они значительно слабее сверстников. К тому же хорошее физическое
развитие, а вместе с ним и выносливость самым тесным образом связаны с
работоспособностью, без которой успехи в учебе практически невозможны.
Первостепенное значение в физическом воспитании
детей имеют всевозможные игры и состязания, ведь мир ребенка — это
прежде всего мир игры. При этом подвижные игры обладают и большим
эмоциональным зарядом. Надо только следить за тем, чтобы каждая игра
предоставляла ребенку возможность действовать активно, обеспечивала бы
определенную физическую нагрузку, соответствующую его возрасту и
подготовленности. Тогда игра будет помогать развитию и укреплению всех
важнейших функций организма.
Как правило, по ребенку можно судить об особенностях
семейного воспитания. На одних, как говорится, не налюбуешься: это
крепкие здоровые ребята, знающие множество различных игр, которыми они с
большим удовольствием делятся с другими. Они не только выносливы, но и
общительны и дружелюбны. Другие же дети изнежены и избалованы, они
несамостоятельны, малоподвижны и капризны. Разумеется, такие ребята с
неохотой и некоторой долей страха посещают школу, поскольку боятся того,
что сверстники будут высмеивать их слабость, дразнить и при любом
удобном случае стараться задеть побольнее.
Но этих неприятностей можно избежать, если приучить
ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Утром — гимнастика. Пусть
это будут несложные упражнения, но какую пользу они принесут в будущем!
Затем идут умывание, причесывание, завтрак и сборы в школу. По
возвращении домой не стоит сразу заставлять его садиться за домашнее
задание, пусть он поиграет или поможет вам по хозяйству. На первых порах
рекомендуется и дневной сон. Если же ваш ребенок не хочет ложиться
спать, не заставляйте его — этим вы ровным счетом ничего не добьетесь.
Просто попытайтесь сделать так, чтобы он хотя бы немного полежал или
спокойно посидел — например, просматривая детские телепередачи. После
этого пусть погуляет на свежем воздухе. Будет замечательно, если он с
друзьями поиграет в подвижные игры, а если на дворе зима, покатается на
санках или побегает на лыжах.
Приготовление уроков ни в коем случае не должно
откладываться или затягиваться до позднего вечера. Наблюдайте за тем,
чтобы выполнение домашнего задания не занимало более полутора часов,
иначе ребенок может переутомиться. Также позаботьтесь о том, чтобы в это
время его никто не отвлекал. При этом важно следить за правильным
чередованием учения, труда и отдыха. В таком случае у ребенка останется
больше времени для прогулок, игр и интересующих его занятий. Все это
благоприятно скажется не только на его здоровье, но и на отношении к
учебе.
Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал
из-за стола до тех пор, пока не приготовит все уроки. Это неправильно.
Когда советуешь родителям не перегружать школьника, в ответ нередко
слышишь: «Но в школе же он может высиживать 45 минут!» Милые родители,
не забывайте, что сегодня он уже отсидел определенное количество уроков,
и именно из-за этого его работоспособность значительно снижена.
Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных
заданий. Не заставляйте переделывать и плохо выполненную, на ваш взгляд,
классную работу. Вместо этого предложите проверить ее и исправить
ошибки, если таковые имеются. Но переписывать не надо, поскольку
повторное выполнение уже сделанного, пусть и с ошибками, задания
воспринимается как скучное и бессмысленное занятие. Оно способно
совершенно отбить охоту заниматься и лишить ребенка веры в свои силы. И
еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за
исправления, даже если от них в тетради получается «грязь».
Самоисправления — это некий самоконтроль, который должен всячески
поощряться родителями.
Нежелание идти в школу может быть вызвано плохими
отношениями с одноклассниками. Особого внимания требует такая проблема,
как всевозможные обиды и дразнилки. Они порой настолько ранят неокрепшую
психику ребенка, что впоследствии он долго не может избавиться от
различных комплексов. Конечно же, шутки бывают не только злые, но и
добрые. Постарайтесь научить свое дитя отвечать на добрые шутки улыбкой,
а на злые и обидные вообще не обращать никакого внимания.
Разумеется, сделать это довольно сложно, но не
отступайте перед первой же неудачей, а своим собственным примером
показывайте, как нужно поступить в той или иной ситуации. Тем более что.
к сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае
затевающие ненужные ссоры, встречаются часто. Столкнувшись с такими
особами, всем своим видом выражайте глубокое безразличие или пристыдите
неугомонного зачинщика. Ребенок, беря с вас пример, будет стараться
вести себя аналогичным образом, давая достойный отпор обидчикам.
Если все совместные усилия родителей и педагогов
все же не приносят ощутимых результатов и ребенок не желает посещать
школу, стоит подумать о том, чтобы обратиться к психологу. Ведь это
врач, который понимает и лечит различные типы неправильного поведения и
эмоциональных проблем. К тому же в некоторых школах уже работают штатные
психологи, оказывающие квалифицированную помощь и дающие советы по
любому интересующему родителей вопросу.
Такая актуальная проблема, как тревожность и
неврозы, которые нередко возникают на фоне неуверенности в себе, своих
силах и способностях, требует безотлагательного решения. Школьному
психологу совместно с учителем рекомендуется ставить перед такими детьми
задачи, которые будут им по силам. Нужно стараться выделить те сферы
деятельности, в которых ребенок может проявить инициативу и заслужить
признание не только в своем классе, но и в школе. Это могут быть работа в
летнем лагере, туристический поход, спортивные соревнования и т. п.
Достаточно эффективным может быть такой прием, когда
отстающий, не уверенный в себе ученик с признаками личностной
тревожности на время превращается в «учителя», наставника, помогающего
слабенькому ученику из младшего класса. При этом рекомендуется
закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов, а
если таковых еще нет, сделать все для того, чтобы они появились, хотя
бы незначительные.
Роль родителей также велика. Ребенка с признаками
тревожности не стоит обвинять во всех грехах, ведь зачастую он ни в чем
не виноват. Многие трудности образуют своего рода порочный крут, когда
одна проблема порождает множество других, и поэтому психологам и
родителям нужно искать не одну, а несколько причин тревоги и стремиться
устранить каждую из них. Необходимо помнить, что нормальному ребенку
всегда можно помочь, стоит только приложить определенные усилия. В
запущенных же случаях следует подумать о том, чтобы обратиться к
квалифицированному детскому психиатру. |