Как обучать детей способам логического запоминания, развивать логическую
память, рассмотрим на примере формирования у них такого важного
способа, как классификация. Представим себе, что ребенку нужно запомнить определенное количество
лежащих перед ним картинок. При взгляде на них он обнаружит, что в
предложенном материале есть группы однородных картинок, на которых
изображены предметы, имеющие общие признаки. Например, он увидит, что
здесь есть картинки с изображением мебели, посуды, цветов, видов
транспорта и т. д.
При запоминании знакомого и сравнительно небольшого по объему
материала ребенок в состоянии быстро назвать все имеющиеся в данном
случае группы картинок. При большем объеме материала такой процесс
группировки будет осуществляться медленнее: найдя несколько групп и
продолжая рассматривать картинки, он вдруг обнаружит еще ту или иную
группу и отметит: «Здесь есть еще обувь». Затем уточняет состав каждой
группы: ищет все картинки, относящиеся к мебели или посуде.
Процесс окончательного комплектования картинок может происходить
после того, как будут названы все имеющиеся группы, или несколько иначе.
Определив в материале одну группу, например мебель, ребенок ищет все
картинки, относящиеся к ней. Затем отыскивает картинки, входящие в
группу посуды, и т. д. Важно то, что с самого начала происходит
объединение однородных предметов и называние групп, что в любом случае
ребенок отталкивается от найденного им общего названия. Комплектуя
группу, он постоянно имеет в виду это обобщенное название.
Удержать в памяти названия, предположим, четы-рех-пяти групп
значительно легче, чем запомнить 20 не связанных между собой картинок.
Таким образом, названия групп служат как бы опорным пунктом, на который
ребенок опирается в своей мнемической деятельности. Иногда, образуя группы однородных картинок, дети отделяют их друг от
друга пространственно: в одну сторону откладывают картинки, на которых
нарисована мебель, в другую — картинки с изображением посуды и т. д.
Однако практическое раскладывание здесь не предшествует группировке в
уме, а завершает ее. И это очень важно. Ведь далеко не со всякими
объектами можно действовать практически. Гораздо чаще приходится
запоминать материал, по отношению к которому можно осуществлять только
умственную деятельность.
Итак, классификация — это сложная мыслительная операция, требующая
умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом
отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на
этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании
выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих
признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции,
как соотнесение, обобщение и обозначение.
Чтобы использовать классификацию в целях запоминания, дети должны
овладеть сначала классификацией как познавательным действием.
Познавательным называем такое действие, которое направлено на раскрытие,
познание в материале определенных связей и отношений.
Специальные занятия, различные беседы, дидактические игры
способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие,
выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на
основании общих признаков, обеспечивают усвоение детьми обобщенных
названий. И тем не менее уровень овладения классификацией как
познавательным действием оказывается недостаточным для использования ее в
целях запоминания.
В процессе обучения классификации дети овладевают преимущественно
лишь операцией отнесения единичного к заданному общему, у них
недостаточно развивается операция самостоятельного обобщения. Так, в
беседах о мебели, посуде, одежде и т. п. дети перечисляют конкретные
предметы, относящиеся к названной педагогом группе. Таким же образом
проводятся беседы типа «Что мы возьмем с собой на дачу?». Детям
шестилетнего возраста предлагается сначала вспомнить мебель, которую
надо взять на дачу, затем посуду, игрушки и т. д. По такому же принципу строятся игры на классификацию: дидактическая
игра «Все по местам», различные настольные игры типа лото. Так, в лото
«Растет, цветет и зреет...» на каждой обобщающей картинке есть все те
изображения, которые даны на маленьких карточках.
Здесь по существу от ребенка требуется только простое сличение, лишь в несколько более усложненной форме.
Более сложным умениям обучаются дети в процессе игры в лото «Детский
сад» Е. И. Тихеевой, «Домашние и дикие животные» (автор Е. Б. Геннингс) и
др. Здесь к предложенным большим таблицам или картам, изображающим лес,
огород, животноводческую ферму, птичий двор и т. д., дети должны
подобрать соответствующие маленькие карточки с нарисованными на них
домашними птицами, насекомыми и пр.
В процессе подобных игр и бесед детям задается план классификации: им
сообщаются обобщающие слова или предлагаются обобщающие картинки.
Задача детей заключается в том, чтобы найти предметы (их изображения) и
слова, их обозначающие, которые входят в указанную группу, относятся к
ней. Конечно, в результате таких действий происходит образование группы
однородных предметов, но дети при этом самостоятельно не выделяют тех
общих признаков, по которым производится обобщение. Когда же мы говорим о
необходимости обучения детей операции обобщения, то имеем в виду
упражнение их в объединении предметов на основании самостоятельно
найденных ими общих признаков.
Вслед за обучением детей операции отнесения очень важно развивать у
них умение осуществлять классификацию с самостоятельным обобщением в
пределах, конечно, имеющихся у детей знаний. Развитию такого рода умений
способствуют, например, «Игра с картинками на классификацию с лишним
(штрафным) изображением» (Е. И. Радина), игра «Одним словом», которая,
однако, рекомендуется Ф. Н. Блехер лишь для учащихся I класса.
При этом существенно, чтобы дети научились производить обобщение не
только практически, раскладывая картинки по группам, но и в уме, в форме
внутреннего умственного действия. Возможно ли это? |