Навык чтения характеризуется совокупностью нескольких параметров:
• способ чтения: по слогам, целыми словами, группами
слов (в 1—2-м классах) у многих детей единицей чтения является слог, а в
5—6-м классе — слово и группа слов);
• скорость чтения (к шестому классу ребенок должен читать 100 — 120 слов минуту);
• правильность, автоматизированность (так называемая беглость),
• понимание прочитанного.
Как правило, к пятому классу чтение ребенка
становится беглым и выразительным, но некоторые дети, несмотря на усилия
учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам,
плохо понимают смысл прочитанного. И все чаще от учителей начальной
школы и детских психологов родители плохо читающих детей могут услышать
непонятный и пугающий диагноз: «дислексия».
Известный чешский психолог Зденек Матейчек считает,
что это «специфическое нарушение чтения в процессе развития» наверняка
существует еще с тех самых времен, когда люди изобрели звуковое письмо.
Но обнаружили эту проблему только в конце девятнадцатого века, а
исследовать и пытаться исправить стали лишь в середине прошлого века.
Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Дислексия интенсивно исследуется учителями, неврологами, лингвистами, психологами.
Интересно, что подобного рода проблема реже
встречается у детей, изучающих пиктографические языки (например,
японский) или языки, где произносятся все буквы (например, итальянский).
Английский психиатр Майкл Раттер считает, что нарушения чтения у детей могут быть обусловлены как общим недоразвитием чтения, так и специфической задержкой чтения. Общее
недоразвитие чтения часто связано с «явным неврологическим
расстройством и со множеством других отклонений развития, таких, как
нарушения координации движения, восприятия, продуктивных способностей,
речи и языка». Специфической задержкой чтения, или «словесной слепотой»,
называют «нарушения, при которых у ребенка обнаруживается гораздо более
слабые навыки чтения, чем это можно было бы предположить, исходя из его
возраста и уровня интеллекта (4—8% десятилетних детей). Она
сопровождается гораздо более узким кругом нарушений — нарушения речи,
произношения, правописания, — а знания по другим предметам больше
соответствуют требованиям».
Российский дефектолог А.Н. Корнеев в качестве
ведущего симптома дислексии у ребенка на начальном этапе овладения
чтением выделяет трудности с пониманием и запоминанием того, что данная
буква соответствует данному звуку, сложности со складыванием отдельных
звуков в слоги.
Ребенок, предрасположенный к дислексии, не способен
овладеть слогослиянием, автоматизированным чтением целыми словами,
нередко плохо понимает прочитанное. Обращает на себя внимание и
ограниченный словарный запас ребенка, особенно в обозначении отвлеченных
понятий (временных, пространственных и т.д.). У такого ребенка
наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки,
нечеткие пространственные ориентировки, трудности в понимании смысла
картинки, в запоминании цветов.
Наиболее ярко подобное нарушение выражено у детей 6—8 лет, именно в этом возрасте дислексию легче обнаружить и скорректировать.
Специалисты так и не пришли к единому мнению, что же
является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения,
несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого
развития, отсутствие нарушений зрительного и слухового анализаторов и
оптимальные условия обучения. Возможно, на генном уровне передаются
общие предпосылки нарушения чтения. По крайней мере, у некоторых детей
задержка развития навыка чтения возникает под влиянием биологических
факторов, связанных с работой мозга. Высказывалось предположение, что
специфическая задержка чтения может быть вызвана некоторым повреждением
нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного
мозга. Исследователи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей (когда
ребенок пишет правой рукой, но ведущим у него является правое, а не
левое, как у правшей, полушарие мозга). Эти дети испытывают трудности в
пространственной ориентации (путают право и лево, могут читать слова и
целые строчки справа налево), при чтении у них преобладают ошибки
угадывающего типа в виде замены букв или слов.
Плохое чтение очень часто сопровождается плохим
почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития,
включая неловкость движений и затруднения в дифференциации форм,
например, ребенок 5—6 лет испытывает сложности в распознавании и
воспроизведении простых геометрических фигур.
Нарушения чтения нередко сопровождаются нарушением
письма — дисграфией. При письме, например, ребенок заменяет гласные
(«часто — чосто») или пропускает их («лежит — лжт»), переворачивает
согласные («с» — «3»).
Прогноз дальнейшего развития для детей с нарушением
чтения скорее благоприятный, так как при своевременной целенаправленной
помощи дети достигают определенных успехов, и чтение уже не составляет
для них особого труда. Но важно как можно раньше обратить внимание на
проблемы ребенка. Согласно наблюдениям специалистов дети, у которых в
возрасте до десяти лет наблюдается задержка чтения, без специальной
помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту
окончания школы, а многие еще и отстанут.
И родители, и педагоги должны понимать, что сам
ребенок не сможет справиться с этой проблемой, ему требуется
квалифицированная помощь.
Вызывает тревогу и требует консультации специалиста ребенок 6— 8 лет, если он на фоне проблем с обучением чтению:
• испытывает трудности при выполнении любого типа
заданий по установлению отношений порядка или последовательности,
например, путается в порядке следования времен года и дней недели;
• не может правильно повторить в прямом порядке больше трех цифр, а в обратном — больше двух;
• не может правильно повторить даже простые ритмы, которые выстукивает взрослый;
• испытывает трудности при составлении рассказа по картинкам;
• плохо ориентируется в заданиях, требующих
знания, где право, а где лево, затрудняется с определением правой и
левой стороны у людей и предметов;
• имеет ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлеченных понятий (временных, пространственных и т.д.);
• не может сделать фонематический анализ слова (выделяет слоги вместо звуков, пропускает гласные звуки);
• при чтении часто производит замены гласных «а»
на «о», «ы» на «о» (например, «выше — воше») или замены согласных «т» на
«д», «г» на «к», «ж» на «ш» (например, «хотела — ходела»);
• переставляет слоги, читает совсем другое слово вместо написанного, может читать справа налево;
• обладает низкой способностью к концентрации внимания, беспокоен, отвлекаем, импульсивен.
Далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии.
Учителя первых классов часто жалуются на сложности,
возникающие на уроках чтения из-за того, что дети изначально находятся
на разном уровне подготовки: одни уже бегло читают, другие только
научились складывать буквы в слова. Хорошо читающие дети отвлекаются,
мешают остальным, потому что им скучно слушать, как их менее успешный
одноклассник читает, спотыкаясь на каждом слоге. Плохо читающий ребенок
начинает стесняться своего неумения и от этого читает еще хуже. Если же
учитель ориентируется на хорошо читающих детей, то ребенок, испытывающий
трудности с чтением, ничего не понимает и не успевает на уроке и
постепенно теряет интерес к учебе. Глубоко травмируют ребенка
нетерпеливые замечания более успешных одноклассников, их насмешки. Такая
практика, как чтение на скорость, ставит плохо читающего ребенка в
невыгодное для него положение — ведь большинство детей читают быстрее.
Кроме того, необходимость прочитать что-то как можно быстрее и лучше,
появление в руке учителя секундомера в буквальном смысле «расстраивает»
любой навык ребенка, он читает еще хуже, чем раньше, или вообще не может
произнести ни слова. То же самое происходит с застенчивым ребенком —
ему тяжело читать вслух, «на публику», а чей-нибудь насмешливый
комментарий глубоко ранит стеснительного и неуверенного в себе ученика.
Все это может усугубляться предрасположенностью ребенка к дислексии.
Российский психолог Е.Е. Данилова в работе с плохо
читающими детьми исходит из того, что нарушения навыка чтения могут быть
обусловлены несколькими причинами. Во-первых, слабым развитием у
учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно
сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и
устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.
Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы
алфавита.Если ребенок 7—8 лет не всегда может правильно назвать
предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10—15 секунд, то
это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения. В-третьих,
частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие
концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает
хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле
зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с
трудом формируется навык следования направлению чтения — слева направо.
В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже
правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла
прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о
недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного.
Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать
текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а
большинство заданий к урокам дается в письменном виде. Однако не только
учебная деятельность страдает из-за плохого чтения ребенка. Постоянные
замечания, неуспех формируют у ребенка низкую самооценку, он замыкается,
избегает одноклассников, начинает ненавидеть уроки чтения и все, что с
ними связано, а в крайних случаях даже отказывается ходить в школу.
Ребенок, не испытывающий особых проблем с техникой
чтения, тоже может воспринимать чтение как повинность, если родители,
обучая его читать, слишком часто прерывали своими занятиями его игры,
прогулки с друзьями, просмотр любимых телепередач. Чтение в этом случае
превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее
выполнить, чтобы заняться чем-нибудь более приятным и интересным.
Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему
задали. При таком отношении к чтению ребенок также плохо понимает и
запоминает содержание прочитанного. |