Хотелось бы подробнее сказать именно об
этой, модально-специфической форме восприятия, поскольку именно она
является основополагающей при освоении ребенком окружающего
пространства.
Первичная зрительная кора претерпевает
интенсивное развитие уже в период внутриутробного развития и в самом
раннем возрасте – первые четыре месяца жизни новорожденного (Глозман Ж.
М., 2009).
Характеристики вызванных потенциалов в ответ
на различные виды стимуляции свидетельствуют о том, что уже на б-8-й
день жизни зрительная система может анализировать структуру зрительного
мира, однако эта функция обеспечивается только одной проекционной корой.
В то же время постепенно начинает
формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4
месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам – красно-зеленый
компонент. Кроме этого, если объем мозга в целом к 4 месяцам жизни
составляет примерно половину средних размеров мозга взрослого, то объем
зрительной коры в этом возрасте уже достигает максимума. И уже к 5-7
годам формы клеток зрительной коры не отличаются от взрослых.
От года до 3-4 лет специализация корковых
зон, вовлекаемых в восприятие, невелика, она становится более
дифференцированной лишь к 6-7 годам. В этот период в зрительных областях
происходят существенные изменения, выражающиеся в их специализации в
осуществлении отдельных зрительных операций.
В 3-, 4-летнем возрасте наблюдается тесное
взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий.
Практические манипуляции с объектом являются необходимым фактором
зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия
рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер.
Представление об объектах складывается либо на основе целостного
описания, либо на отражении их отдельных свойств.
К концу дошкольного возраста зрительное и
осязательное обследование предмета становится более организованным и
систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным
представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и
более адекватного сенсорного образа (Микадзе Ю. В., 2008). |