Как возник наш метод?
Итак, мы выяснили, что проблемы возникают
и в том случае, если родители не приучают ребенка к горшку, и тогда,
когда используют традиционные методы обучения. До недавнего времени не
существовало каких-либо особых рекомендаций по улучшению процесса
обучения, как, впрочем, и сколь-нибудь действенных методов. К счастью,
не так давно специалисты по обучению все-таки заинтересовались данной
проблемой и разработали программы, которые действительно дают наилучший
результат и превосходят традиционные способы по научным критериям.
Авторы этой книги предложили
усовершенствованные методы воспитания и получили абсолютно новый
комплекс процедур, который минимизирует основные трудности традиционных
способов обучения. В настоящее время данный метод имеет больше
преимуществ, чем все остальные. Мамам маленьких детей больше не нужно
бояться приучения ребенка к горшку.
Был ли опробован этот метод? Для оценки
этого метода было проведено официальное исследование. С его помощью
более двухсот детей научились пользоваться горшком, из них около
тридцати участвовали в официальном эксперименте. По каким критериям
отбирают детей для проведения эксперимента по проверке метода? В
эксперименте участвовали дети в возрасте от 1 года и 8 месяцев до более
чем 4 лет. Мы набирали как мальчиков, так и девочек. Некоторые дети уже
хорошо разговаривали, другие использовали лишь два-три слова. Многих
малышей уже безуспешно пытались приучить к горшку родители,
родственники, соседи, воспитатели детского сада «Достойное начало»*, в
то время как остальные еще не знакомились с новым навыком. Одни родители
называли своих детей «маленькими исчадиями ада», другие считали своих
отпрысков «послушными ангелами». Были среди них внимательные и
сговорчивые малыши, встречались также пассивные и не увлекающиеся.
Кто-то был единственным ребенком у родителей, а кто-то рос в многодетной
семье, где ни один из малышей не был приучен к горшку. Образовательный
уровень матерей также был различным: от начальной школы до университета.
Отцы детей работали в разных сферах: разнорабочие, доктора, психологи,
учителя, священники, консультанты, художники и т. д. Встречались и
безработные. Некоторые семьи были неполными, в других матери оставляли
детей с нянями, родственниками или соседями. Отношение к тому, что
ребенок не умеет самостоятельно ходить на горшок, варьировалось от
простого любопытства до отчаяния и неверия в то, что ситуация может
измениться. Обычно отец считал, что заниматься приучением ребенка к
горшку должна мать. Многие родители не скрывали своего* «Достойное
начало» («Head Start») — государственная программа обучения в США,
используемая в детских садах. Осуществляет подготовку детей (в основном
из семей с низким уровнем дохода) в возрасте от 2 до 5 лет к школе,
по-большому, он обучается также вытираться. Затем он встает, надевает
штаны, берет горшок, аккуратно, чтобы ничего не расплескать, выливает
содержимое в унитаз, сливает воду и ставит горшок на место. После того
как ребенок научился все это делать, матери нет необходимости
контролировать ситуацию. Итак, малыш не просто самостоятельно ходит на
горшок — он отлично знает, что и как с ним делать.
Успешность метода.
Все без исключения дети в возрасте 2 лет
и старше, которые хоть как-то поддавались воспитанию и родители которых
не были против обучения, хорошо восприняли новый метод. В эксперименте
не участвовали дети, еще не способные реагировать на стимулы, исходящие
от родителей, и малыши в возрасте менее 2 лет. Только два ребенка не до
конца обучились хождению на горшок, поскольку их отцы были категорически
против эксперимента.
Эти исключения подтверждают тот факт, что
папы малышей тоже должны быть абсолютно уверены в желании научить
своего ребенка ходить на горшок самостоятельно еще до того, как начнется
обучение. Вероятно, самый лучший способ изменить мнение таких отцов —
это переложить на них обязанность по смене мокрых подгузников.
Преимущества нового метода после обучения. Оказалось, что наш метод
имеет свои преимущества как для родителей, так и для ребенка и после
окончания обучения. Процесс не имеет никаких негативных последствий.
Обычно ребенок очень счастлив и горд тем, что смог овладеть новым
навыком.
Прощайте, подгузники!
Многие мамы рассказывали нам о том, что
самостоятельность их чада переносилась и на другие действия, к примеру
ребенок начинал сам есть или одеваться. Они отмечали, что процесс
обучения способствовал развитию личности малыша: сейчас он ощущает себя
более независимым, неравнодушен к своему внешнему виду, а привычка
избегать мать сменилась на гордость за себя. Ребенок стал лучше
реагировать на инструкции родителей. Неожиданным плюсом оказалось то,
что треть детей перестали писать в постель по ночам. Как мы и ожидали,
мамы подтвердили, что преимущества метода для них неоспоримы: теперь
больше нет повода стыдиться или переживать за малыша, появилось больше
свободного времени. Для многих мам ребенок стал источником гордости и
радости, а не помехой и тягостной обязанностью.
Вывод очевиден: конфликты между детьми и
родителями, возникающие из-за неумения ребенка самостоятельно справлять
нужду либо вызванные традиционными методами приучения к горшку, решены
при помощи нового метода обучения. Приятный процесс. Дети с
удовольствием участвовали в эксперименте. В процессе обучения все
внимание воспитателя было сосредоточено на ребенке, которого постоянно
направляли, хвалили и поощряли. Каждому действию малыша уделялось особое
внимание, а неодобрение выражалось только в том случае, если он писал в
штаны, что у большинства детей происходило всего раз или два. В конце
процесса обучения ребенок обычно с гордостью демонстрировал
приобретенные навыки всем желающим. Доводим обучение до конца. В течение
нескольких месяцев после эксперимента мамы уже обученных детей
регулярно отчитывались об их успехах. Все малыши поддерживали результаты
на должном уровне в течение двух лет. В среднем количество случаев,
когда ребенок мочился в штаны, снизилось на 90 процентов в первый день
после обучения, на 95 процентов на третий день и на 99 процентов, то
есть практически прекратились, к концу недели.
Если это и происходило, то всего лишь в результате болезни или слишком неудобной одежды. |