Обучение детей классификации как познавательному действию
предполагает последовательное формирование у них умений совершать
операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того чтобы отнести
единичное к общему (лошадь - к животным, тарелку - к посуде, помидор - к
овощам и т. д.), ребенок должен проделать сложную мыслительную работу.
Прежде всего данный, конкретный предмет он обозначает словом, относя его
тем самым к определенной категории предметов (это лошадь, это тарелка и
т. д.). Мы не будем останавливаться на характеристике работы,
проводимой в детском саду по развитию речи детей и ознакомлению их с
окружающим. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает
постоянное расширение кругозора ребенка, знакомство его со все большим
количеством новых предметов и явлений.
Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по
которым он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. При
этом ребенку необходимо знать обобщающее, родовое название, только при
этом условии возможно дальнейшее осуществление и совершенствование
процесса классификации.
Следовательно, большое внимание в детском саду должно быть уделено
усвоению детьми обобщенных названий. С обобщающими словами дети
знакомятся на занятиях, во время экскурсий и бесед, в быту при
выполнении ими трудовых поручений, в процессе игровой деятельности. При
этом они узнают многочисленные общие названия (игрушки, животные,
посуда, одежда, обувь, мебель, фрукты, овощи, деревья, цветы и т. д.).
Однако важно иметь в виду, что родовое название закрепляет то общее,
что свойственно определенной группе предметов и явлений; оно является
результатом и показателем произведенного обобщения. И овладение общим
понятием предполагает работу мысли детей в двух направлениях: от
единичного к общему (корова, лошадь, собака - это животные) и от общего к
единичному (животные - это корова, лошадь, собака и т. д.). Усвоение общего понятия, включающее как обобщение и абстракцию, так и
конкретизацию, раскрытие его содержания требуют осознания детьми самого
процесса образования группы. А для этого важно, чтобы ребенок не только
воспринимал и произносил обобщающие слова, не только наблюдал процесс
создания группы, но и сам принимал непосредственное практическое участие
в образовании совокупности однородных предметов, связанных между собой
по существенным признакам, отраженным в слове-названии группы.
Отсюда вытекают конкретные задачи и пути обучения детей обобщению и классификации.
Вначале необходимо показать ребенку сам факт объединения однородных
предметов в группы, сам процесс их группировки, связанный с
употреблением обобщенного названия, дать детям образец действия по
созданию группы. Большие возможности в этом отношении содержат в себе
занятия и различные дидактические игры. Так, организуя игру в «Чудесный
мешочек», воспитатель каждый раз подбирает различное содержание мешочка,
различные группы однородных предметов (игрушки, животные, посуда,
машины и т. д.). Вынимая по одному из них, воспитатель использует
игровой сюжет, например говорит детям о том, что пришла к ним в гости
кошка, а за ней и другие животные. Далее выясняют, какие животные пришли
к детям, при этом ведут беседу о каждом животном. Но как во время игры,
так и в заключение воспитатель по возможности часто употребляет родовое
название.
Таким же образом воспитатель, присоединяя один предмет к другому,
образует иные группы однородных предметов, используя различные
обобщающие слова. Аналогичная задача может разрешаться в играх «Что в
коробочке?», «Кто в домике живет?», «Посмотрим, что у нас есть», «Нам
прислали подарки», в игре с дидактической куклой (оборудование для ее
комнаты - мебель, кормление куклы, где потребуется различная посуда,
сборы куклы на прогулку, для чего необходима одежда и т. д.).
Во всех этих случаях дети воспринимают процесс создания совокупности
однородных предметов и знакомятся с обобщенным названием группы. Необходимо привлекать детей к группировке объектов под руководством
воспитателя, упражнять их в отнесении единичного к заданному общему. С
этой целью можно использовать различные дидактические игры.
В игре «Поможем кукле» могут быть использованы предметы разного
назначения, которые разложены на столе, недалеко от воспитателя. Если
там находится одежда, то воспитатель предлагает детям примерно следующий
сюжет: «Кукла Таня купила себе новую одежду (или выстирала, или ее Тане
подарили), вот как ее много (воспитатель показывает и называет каждую
вещь), тяжело Тане нести одежду, давайте, дети, поможем Тане. Пойди,
Машенька, принеси Тане одежду». Если ребенок затрудняется выполнить
поручение или собирает не всю одежду, воспитатель привлекает других
детей. Аналогичные действия могут осуществляться детьми при сборах куклы
на прогулку. Раскладывая на столе предметы мебели, или игрушки, или
знакомые детям овощи, или посуду и т. д., воспитатель, видоизменяя
сюжет, предлагает детям принести кукле мебель для оборудования комнаты,
игрушки - для того, чтобы кукла могла занять других кукол, пришедших к
ней в гости; овощи - для того, чтобы приготовить обед; посуду - чтобы
кукла (одна или с гостями) могла пообедать... В конце игры воспитатель
делает вывод, еще раз повторяя родовое название.
В игре «Кто скорее соберет?» дети из четырех-пяти лежащих перед ними
предметов собирают те, которые относятся к одной названной воспитателем
группе. Например, перед ребенком лежат три разных предмета из игрушечной
посуды и один предмет из одежды. В ответ на слова воспитателя: «Кто
быстрее соберет посуду?» - дети объединяют эти предметы в одну группу
(можно предложить корзиночки, подносы, коробочки, а также небольшой лист
картона или плотной бумаги, на которую ребенок должен положить группу
предметов, при этом игра может называться «Кто быстрее положит?»).
Подобную игру легче проводить с картинками, так как в последнем случае
возникают большие возможности варьировать содержание групп. Используя сюжет игры «Чудесный мешочек», воспитатель организует новую
игру - «Найди в мешочке» (птичек, зверюшек, машины, овощи, фрукты и
пр.). В мешочке находится несколько однородных предметов и, так же как и
в предыдущей игре, один-два предмета, не входящие в названную группу.
Ребенку предоставляется возможность доставать из мешочка предметы и,
вначале при помощи воспитателя, объединять родственные из них. При этом
воспитатель ведет с детьми беседу о том, почему другие предметы не могут
быть включены в упомянутую группу.
Аналогичные действия по объединению однородных объектов и отнесению
единичного к заданному общему дети могут осуществлять в игре «Найди то,
что я попрошу». Воспитатель показывает детям разные предметы и
спрашивает у них название каждого. После чего детям сообщается, что это,
например, фрукты, а это - овощи (могут быть взяты любые другие
известные детям предметы). Затем воспитатель предлагает детям
отвернуться или закрыть глаза, быстро раскладывает предметы в разных
местах и одному ребенку дает задание: найти и принести одну группу
предметов, другому - другую (в данном примере фрукты и овощи).
Воспитатель побуждает ребенка к действию, повторяя ему название
группы, обращается за помощью к другим детям, хвалит ребенка,
подчеркивает, что Миша принес все овощи и т. д.
По такому же принципу проводится игра «Кто найдет, пусть возьмет». В
ней также предлагается детям разыскивать предметы, ориентируясь на
обобщенное название, которое воспитатель напоминает детям, демонстрируя
каждый из предметов. Постепенно игра усложняется в том отношении, что в
нее включается все большее количество групп предметов (сами группы не
должны быть многочисленными).
Можно предложить видоизмененный вариант игры «Найди, что покажу»,
описанной В. А. Дрязгуновой. После того как воспитатель поупражняет
детей в запоминании названий предметов (покажет на короткое время один
из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова уберет его), он дает
детям задание: «Найдите на другом подносе такой и вспомните, как он
называется». Употребляя обобщающие слова, воспитатель упражняет детей в действиях отнесения и обобщения.
В игре в «Магазин» дети совместно с воспитателем создают различные
отделы, группируя в них соответственно родовым названиям предметы
мебели, игрушек, посуды, одежды и пр.
В подвижной игре «Бегите ко мне» дети становятся в кружок, и им
раздают различные предметы, игрушки (овощи, фрукты, грибы, рыбы, птицы и
пр.). В ответ на слова педагога, например: «У кого птицы - бегите ко
мне», часть детей спешит к воспитателю. Контроль над умственной
деятельностью детей облегчается в том случае, если в каждую группу
включено одинаковое число предметов, при этом воспитатель легко
обнаруживает, если кто-либо из детей не сумел произвести операции
отнесения или осуществил ее неправильно.
Разнообразные игры с картинками помогают детям упражняться в операции отнесения и усвоения обобщающих слов.
С использованием картинок может осуществляться игра «Поможем кукле»
так, как она описана А. И. Сорокиной. В играх «Кто скорее соберет?»,
«Кто найдет?» дети должны реагировать на обобщающее слово воспитателя,
подбирая картинки, относящиеся к названной группе.
Можно предложить игру «Мы работаем». Детям раздают маленькие карточки
с нарисованными на них различными предметами. Затем воспитатель
использует обобщающие слова, в зависимости от имеющихся у детей
картинок. Например, он говорит: «Мы, дети, будем с вами работать.
Сначала мы посадим в огороде овощи. У кого овощи, идите ко мне». Дети с
соответствующими картинками идут к столу воспитателя и кладут рядом друг
с другом картинки с различными овощами. «Посадим цветы»; «Мы с вами
переехали в новый дом, будем расставлять мебель»; «Будем готовить обед,
нам нужны разные продукт ы»; «Будем строить дом: какие инструменты нам
нужны?»; «Мы построим гараж, поставим туда машины» и т. п. В зависимости
от возраста детей и их подготовленности могут употребляться различные
родовые названия.
Воспитатель после выполнения детьми конкретного задания громко
называет каждую из картинок и группу в целом: «Молодцы, дети, мы
посадили с вами разные овощи: морковь, лук, репу, огурцы» и т. д. Зная
количество картинок в каждой группе, педагог легко контролирует, все ли
дети соотнесли свою картинку с обобщающим словом. В таком же роде может проводиться игра «Мы гуляем», где дети образуют
из картинок группы цветов, деревьев, грибов, насекомых, рыб, птиц,
животных и пр.; игра в «Магазин», где воспитатель выполняет роль
покупателя, а дети - продавцы, имеющие тот товар, который изображен на
карточке; воспитатель говорит, что он хочет купить, употребляя
обобщающее слово. Игры в «Путешествие», в «Разведчиков» могут
проводиться таким образом, чтобы дети объединяли разложенные в разных
местах комнаты предметы или картинки в соответствии с предложенным
воспитателем родовым названием. Возвратившиеся путешественники или
разведчики ставят картинки определенной группы на подставку и
перечисляют их.
Усвоение детьми обобщенных названий «животные», «растения» и др., а
также упражнение детей в практическом создании группы однородных
предметов осуществляется в различных настольно-печатных играх. Так, в
«Зоологическом лото» (автор О. И. Крещеновская), в дидактической игре
«Наши растения» (автор С. А. Веретенникова), подробно описанных Е. И.
Удальцовой, ведущий показывает детям маленькие карточки и обращается к
ним с вопросами: «Кто изображен на карточке? У кого есть это животное?» -
или называет изображенное на карточке растение (дуб или огурец) и
спрашивает: «У кого есть такое растение?», тем самым активизирует
умственную деятельность детей, побуждая их к анализу сравнению и
обобщению.
После определенного количества игр, в которых дети осуществляли
практическое действие отнесения и группировки, следует вводить различные
словесные игры, где дети действуют уже в форме внешней речи, опираясь
на имеющиеся у них знания. Но и в этих играх обобщающее слово вначале
указывается воспитателем. В игре «Назови, что знаешь» детям предлагается
раскрывать то или иное родовое понятие. Аналогично содержание игры
«Продолжай». Для усиления игровой ситуации время на обдумывание может
ограни чиваться (например, воспитатель считает до трех, затем участник
платит фант за неправильно сказанное слово) В игре «Кто больше назовет»
дети называют растения поля, леса, огорода, сада; домашних и диких живот
ных, птиц, рыб и т. д. За правильный ответ ребенок получает фишку, победителем становится
ребенок, набравший большее количество фишек. В этой игре, как и во всех
других, воспитатель должен особенно внимательно и терпеливо относиться к
детям робким, неуверенным, молчаливым, вовлекая их в игру и побуждая их
к активной мыслительной деятельности и произвольному воспроизведению.
Запоминанию обобщающих слов и упражнению детей в операциях отнесения и
обобщения служит игра «Будь внимательным»: «Воспитатель спрашивает у
детей можно ли ездить на машине, затем он просит перечислить, на чем еще
можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и
т. д.
После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения.
Используя описанную игровую ситуацию, можно варьировать названия групп и отдельных предметов.
В играх «Что вам нужно»?, «Нужно - не нужно» также происходит
закрепление обобщенных названий и усвоение детьми содержания тех или
иных родовых понятий. Игру «Нужно - не нужно» Е. И. Удальцова описывает
следующим образом: «Дети сидят полукругом. Ведущий говорит: «Я хочу
засадить огород. Капуста нужна?» Дети отвечают: «Нужна». Затем ведущий
называет неогородное растение. Кто из детей ошибется и скажет нужно,
когда надо сказать не нужно, платит фант. Очевидно, что эта игра может
быть видоизменена с целью употребления различных обобщающих слов. В игре
«Что вам нужно?» у детей вырабатывается умение самостоятельно находить
слова, входящие в заданное родовое название.
В игре «Что вы задумали?» дети могут загадывать предметы из разных
групп. Отгадывающему ребенку сообщается, что задумано, например предмет
из мебели, и затем дается описание этого предмета. Для того чтобы
правильно ответить, ребенок вспоминает известную ему мебель и соотносит
описание с имеющимися у него представлениями.
В играх «Назови правильно» или «Не ошибись» дети сидят или стоят в
кругу, ведущий бросает мяч и называет соответствующее слово. Ребенок,
поймавший мяч, называет соответствующий единичный предмет, например:
«животное - собака»; «игрушка - кукла» и т. д. Поскольку в игре
используются два или несколько родовых названий, то это повышает у детей
интерес к игре, а вместе с тем предъявляет значительные требования к их
мышлению и памяти. В словесном плане может быть использована подвижная игра «Бегите ко
мне» в различных ее вариантах. Наиболее простой из них заключается в
том, что воспитатель делит группу детей на две половины, например на
зверей и птиц. Каждому ребенку сообщается, кем он будет (зайцем, лисой,
медведем, волком и т. д.; вороной, голубем, грачом и пр.); чтобы
сократить время на распределение «ролей», одним детям можно предложить
быть зайцами, другим - медведями. Затем воспитатель использует
какой-либо игровой сюжет, например говорит о том, что наступила зима,
стало голодно зверям и птицам, пришли дети, чтобы покормить птиц: «Птицы
- ко мне», - дает команду воспитатель... Более сложным является такой
вариант, при котором дети делятся на несколько групп (например,
насекомые, рыбы, звери, птицы, домашние животные или цветы, грибы,
деревья, овощи, фрукты).
Умение относить единичное к общему может формироваться не только в
процессе игр, но и на занятиях. С этой целью следует использовать
различные наборы картинок. Вначале здесь также сообщается обобщающее
слово, к которому дети должны выбрать подходящие из имеющихся у них
картинок. Последовательность занятий, которые можно проводить уже с
четырехлетними детьми, заключается в следующем. Воспитатель сообщает
детям, что они будут учиться находить картинки, на которых «про одно и
то же нарисовано», например те картинки, на которых изображены игрушки
или посуда и пр. Конечно, одного такого общего словесного указания
педагога совершенно недостаточно, необходимо организовывать практическую
деятельность детей. Опишем методику конкретного занятия.
Перед каждым ребенком лежат 4-5-6 картинок, из которых, предположим,
3-4 обозначают игрушки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что
нарисовано на картинках, и с целью проверки понимания содержания
карточек просит некоторых детей назвать изображенные предметы. Затем
воспитатель говорит детям о том, что на некоторых картинках у них
нарисованы игрушки, эти картинки дети должны найти и положить на
предложенный им небольшой чистый лист картона или бумаги. В работе с
младшими детьми на этот лист можно положить какую-либо картинку из
создаваемой группы, например юлу, и пояснить детям: «Юла - это игрушка,
вот ты и найди на своих карточках игрушки и положи их вместе с юлой,
игрушки будут лежать в одном месте». Пока дети комплектуют группу,
воспитатель контролирует их и помогает, напоминая, что детям нужно
найти. После того как дети выполнили задание, педагог выясняет, почему
оставшиеся картинки не включены в группу игрушек: «Вот у Маши остались
ботинки. Правильно Маша сделала, ведь с ботинками не играют, это обувь,
их на ножки надевают» или «Конечно, с лыжами не играют, на них зимой
катаются». Обычно шутливая занимательная форма беседы увлекает детей,
вызывает оживление и интерес. После нескольких занятий такого типа (их количество зависит от
возраста детей и их подготовленности) детям предлагаются уже две большие
карты с обозначением на каждой из них группы через конкретную картинку
(группы по-прежнему называются воспитателем). Эти занятия по содержанию
картинок могут быть очень разнообразными.
Постепенное усложнение заданий заключается в том, что педагог сначала
убирает картинку, обозначающую группу, а затем ту карту, куда ребенок
подбирает остальные картинки группы. Теперь воспитатель говорит детям:
«Я вам дам разные картинки, среди них есть игрушки, вы все картинки
хорошенько рассмотрите, а потом найдите игрушки и отложите их в
сторону».
Предлагаются картинки, содержащие сначала две, а потом больше групп, и
дети объединяют однородные предметы, ориентируясь на название группы,
даваемое воспитателем.
Заметим, что прежде чем осуществлять группировку и для того чтобы ее
осуществлять, ребенок должен уметь выделить, воспринять каждый элемент
материала и обозначить его словом. Здесь речь идет о простой
ориентировке.
Мы уже отмечали, что вначале не только младшие, но и некоторые дети
среднего возраста не умеют самостоятельно и последовательно выделять
одну картинку за другой. Следовательно, перед воспитателем стоит задача
развивать у детей умение воспринимать, называть поочередно различные
предметы или их изображения. Эта задача может решаться во время
организованных наблюдений, на занятиях, при показе картин и картинок, в
процессе дидактических игр «Чудесный мешочек», «Что в коробочке?», «Кто
живет в домике?», «Отгадай и назови», «Назовем, что видим», «Посмотрим,
что у нас есть».
После того как дети овладеют операцией отнесения как практическим
действием, следует организовывать занятия, на которых дошкольники будут
упражняться в соотнесении в форме громкой речи. Для этого полезно
использовать два вида занятий.
Детям, как и прежде, раздают карточки, на каждой из них изображен
знакомый им предмет. Однако инструкция ориентирует их уже не на
практическое действие, а на словесное объединение однородных предметов. Воспитатель дает детям примерно следующее задание: «Хорошо
рассмотрите картинки, найдите среди них посуду, не откладывайте в
сторону, а расскажите мне, какая посуда нарисована на ваших карточках».
Вначале педагог побуждает детей к поискам вопросами: «А какая еще посуда нарисована?», «Что из посуды ты еще не назвал?»
Для того чтобы вызвать больший интерес к занятию, воспитатель раздает
картинки, относящиеся к одной группе, нескольким детям одновременно (по
возможности большему количеству детей, в зависимости от имеющегося
материала). Участникам занятия предлагается послушать, какие, например,
животные нарисованы у Маши и какие у Коли. «А какие животные нарисованы у
Лены?» - спрашивает педагог очередного ребенка. В случаях затруднений
воспитатель проводит с детьми индивидуальные занятия подобного типа.
Впоследствии число групп картинок увеличивается.
Второй вариант занятий заключается в том, что картинки, которые надо
группировать, демонстрируют всем детям одновременно. Для этого
используют фланеле-граф, стенд с кармашками или заготавливают наборное
полотно с четырьмя-пятью рядами, по пять-шесть ячеек в каждом. В эти
ячейки вставляются картинки. Это пособие нужно как для последующего
обучения детей классификации в форме умственного действия, так и для
упражнения в использовании группировки в целях классификации.
По содержанию это занятие проводится так же, как и при индивидуальной
работе детей с материалом. Дошкольникам демонстрируют наборное полотно с
размещенными на нем картинками. Воспитатель предлагает детям
рассмотреть на нем картинки, кто-либо из них называет вслух нарисованные
предметы, затем дает задание найти картинки, на которых изображена,
например, одежда.
Вызванный ребенок рассказывает, что из одежды здесь нарисовано. Для
оживления занятия можно использовать игровые моменты, ввести элементы
соревнования: «Кто быстрее найдет?» Выслушав ответ ребенка, воспитатель
обращается к другим детям: «Молодец, Лена. Всю одежду нашла. А теперь
Петя расскажет нам, какую он одежду здесь видит». Для того чтобы научиться объединять картинки одним словом, ребенку
недостаточно лишь воспринимать ответ другого, ему нужно самому
действовать, отыскивать предметы соответствующей группы и называть их
один за другим. Видоизменяя картинки данной группы и используя материал
различных групп, воспитатель формирует соответствующие умения у всех
детей.
Задание постепенно усложняется. Вначале материал содержит в себе одну
группу однородных предметов, но к ним дается несколько дополнительных
картинок для того, чтобы обеспечить возможность выбора, группировки
предметов. Затем постепенно увеличивается количество групп, варьируется
количество картинок внутри группы. Такого рода занятие можно проводить и
при обучении детей отнесению как практическому действию. Для этого,
кроме большого наборного полотна, на котором расположены картинки разных
групп, используют еще наборное полотно меньшего формата.
Вначале в ячейку меньшего полотна вставляют картинку-образец
(например, с изображением какой-нибудь игрушки), затем занятие проводят
по описанной выше методике. Вызванный ребенок, ориентируясь на данное
воспитателем название группы и на картинку-иллюстрацию, подбирает и
помещает на маленькое полотно соответствующие однородные картинки. Можно
использовать несколько маленьких наборных полотен, на каждое из которых
ребенок подбирает картинки какой-либо одной группы. Если на большом
полотне расположены картинки нескольких групп, то воспитатель одному
ребенку поручает образовать одну группу, другому - другую и т. д. При
этом умственная деятельность ребенка заключается в том, что он
анализирует каждый конкретный предмет (или его изображение), сравнивает
признаки единичного предмета с признаками, отраженными в данном ему
обобщающем названии, и устанавливает, относится ли данный предмет к
заданному общему классу предметов или не относится. |