Суббота, 23.11.2024, 10:37
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
РЕБЕНОК БЕЗ ПРОБЛЕМ. СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ [66]
КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ [12]
РЕЦЕПТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ [76]
КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ? РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-5 ЛЕТ [22]
МЕТОД МОНТЕССОРИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА [6]
ВОСПИТЫВАЕМ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА [29]
НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК. ГИПЕРАКТИВНЫЙ ИЛИ СВЕРХОДАРЕННЫЙ? [16]
УЧИМ ДЕТЕЙ ЗАПОМИНАТЬ [16]
ПРАВИЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-х ЛЕТ [26]
ПРИУЧЕНИЕ РЕБЕНКА К ГОРШКУ [14]
СЦЕНАРИИ ПО СКАЗКАМ [24]
СЦЕНАРИИ КУКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ [49]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Январь » 17 » Обучение детей классификации как способу логического запоминания
13:13
Обучение детей классификации как способу логического запоминания
занимаемся с дошкольникомВажнейшим условием и предпосылкой овладения детьми способами логического запоминания является развитие у них до определенного уровня тех мыслительных операций, которые затем будут использованы в мнемических целях. Выше рассматривался путь обучения дошкольников классификации как умственному действию. Учить детей пользоваться классификацией как способом запоминания можно лишь после овладения ими группировкой предметов.

В этих целях можно использовать различные игры (о которых мы говорили), соответствующим образом изменив их. В игре «Чего не стало?» (ее можно назвать «Какой группы не стало?») используется наборное полотно с расположенными на нем картинками разных групп. В первом варианте игры группы пространственно отделены друг от друга (в одном ряду располагаются картинки с изображением на них, например, одежды, во втором ряду - насекомых, в третьем ряду - елочных игрушек и пр.). Наборное полотно с картинками демонстрируется детям. Их просят, посмотрев на картинки, определить, какие есть здесь группы, и запомнить их названия. «Посмотрим, - обращается воспитатель к детям, - кто из вас умеет хорошо запоминать». Затем один ребенок выходит из комнаты. Воспитатель вместе с детьми решает, какую группу они уберут. Если решено убрать картинки второго ряда (в нашем примере насекомых), то картинки с елочными игрушками переставляются на второй ряд с тем, чтобы не было заметных промежутков. Затем ребенок входит в комнату, и его просят определить, какой группы не стало.

Более сложным является задание запомнить не только названия групп, но и тех предметов, которые изображены на картинках. В этом случае ребенку предлагается отгадать, какой группы не стало и каких картинок не стало. Здесь дети не осуществляют классификации, поскольку группы даны им в готовом виде. Однако для того чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.

Для того чтобы вызвать у детей больший интерес к игре, можно вносить в нее различные изменения. Так, в одном ряду наборного полотна размещаются картинки двух групп, или половину картинок одной из групп можно поместить в одном ряду, а другую половину - в следующем, или рядом с группой однородных предметов положить одну картинку из очередной группы и т. п.

Загадывая «Чего не стало?», можно прятать не всю группу, а половину или какую-либо другую ее часть. Все эти и подобные им изменения несколько повышают требования к мыслительной деятельности детей и в силу этого делают игру более занимательной. Второй вариант игры «Какой группы не стало?» побуждает детей осуществлять классификацию как умственное действие. Отличие этого варианта от первого заключается в том, что картинки групп размещаются на наборном полотне хаотически. Вначале, для облегчения деятельности детей, воспитатель выясняет, какие есть группы. В дальнейшем, когда педагог убедится в том, что дети справляются с задачей выделения и обозначения групп, отпадает необходимость в уточнении их названий. Контроль за умственной деятельностью детей воспитатель сможет осуществлять в процессе выяснения с детьми вопроса о том, какой группы нет. Как и в первом варианте игры, кто-либо из детей выходит из комнаты, воспитатель прячет одну из групп, остальные картинки сдвигаются, чтобы не было пустых мест, вызванный ребенок должен угадать, какой группы не стало.

Игра «Какая группа прибавилась?» по содержанию немногим отличается от предыдущей. Разница заключается в том, что здесь не снимают, а прибавляют какую-либо группу картинок с нарисованными на них однородными предметами. Варианты игры могут быть такими же: или группа, как единое целое, присоединяется к уже созданным совокупностям однородных картинок (I вариант), или картинки новой группы распределяются хаотически между картинками остальных групп, расположенных на наборном полотне в беспорядке (II вариант).

Можно по-разному варьировать игру: новая группа не прибавляется, а увеличивается количество элементов имеющихся групп; присоединяется не группа, а лишь одна картинка, не связанная по смыслу с теми, которые расположены на наборном полотне, добавляется пара новых, находящихся в содержательной связи между собой картинок; прибавляются две различные пары картинок, каждая из которых связана по смыслу, и пр. Во всех этих и подобных случаях игру следует называть «Что прибавилось?»

В игре «Что изменилось?» общее количество картинок на наборном полотне остается постоянным. Воспитатель предлагает детям хорошо рассмотреть материал, найти группы картинок, придумать, как они называются, и по группам запомнить их. После того как дети выполнят задание, один ребенок выходит из комнаты. В его отсутствие в материал может быть внесено какое-либо из следующих изменений: воспитатель меняет некоторые группы местами; картинки одной группы заменяются картинками другой группы; заменяется часть группы и т. п.

Начинать любую из описанных выше игр следует с небольшого количества заданных групп и картинок, постепенно усложняя игру за счет увеличения материала (как количества групп, так и элементов в каждой из них).

Все эти игры имеют большое значение для овладения детьми классификацией как способом логического запоминания. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно проводить специальные занятия на применение классификации в целях запоминания. В деятельности дошкольников шестого и особенно седьмого года жизни учебный мотив занимает важное место. Приступая к занятиям, следует пояснить детям, что теперь они будут учиться запоминать, так как это умение понадобится им в школе. «Будем запоминать картинки,- объясняет далее воспитатель. - Для этого нужно рассмотреть все карточки, найти группы сходных картинок, дать каждой группе название, как это мы с вами уже научились делать раньше, и запомнить картинки каждой группы вместе. А потом также по группам вы их будете вспоминать».

Методика занятий в общей форме описана нами раньше, при характеристике особенностей формирования классификации как способа запоминания.

Напомним, что процесс овладения детьми классификацией как способом логического запоминания расчленяется на две ступени. На первой ступени деятельность детей организуется и направляется воспитателем. Сначала он предлагает ребенку назвать, какие имеющиеся в материале группы картинок тот будет запоминать, тем самым педагог побуждает ребенка осуществить в свернутой форме классификацию с опережающим словесным обобщением. Далее, независимо от того, насколько успешно ребенок справился с этим заданием, ему предлагается назвать ту группу, которую он будет запоминать первой, и перечислить все входящие в нее элементы; затем ребенок называет вторую группу и относящиеся к ней картинки и т. д. Так последовательно, под постоянным контролем педагога, он выделяет и комплектует одну группу за другой.

На второй ступени ребенку предоставляется самостоятельность в осуществлении действия. Однако не только средние, но и старшие дошкольники не сразу успешно выполняют требование осуществить группировку материала молча, в уме. Выше мы подробно описали те трудности, которые испытывают дети при переходе к самостоятельному осуществлению классификации (в уме) в целях запоминания и воспроизведения. Вместе с тем мы указали пути устранения этих трудностей и помощь, которую нужно оказывать дошкольникам в успешном выполнении этих действий. Такой помощью и контролем могут быть вопросы воспитателя о том, все ли группы нашел ребенок, запомнил ли он названия групп, все ли картинки в группах он запомнил и т. д., советы педагога не торопиться, запоминать по группам, найти все группы и пр. Иногда следует предъявить ребенку контрольное требование назвать выделенные группы.

В тех случаях, когда дети недостаточно хорошо классифицируют материал в процессе запоминания, они оказываются не в состоянии успешно его воспроизвести. Неудачи детей в воспроизведении заставляют их более внимательно отнестись к указаниям воспитателя. В результате обучения, как было показано выше, дети овладевают умением самостоятельно осуществлять классификацию в уме и запоминать материал по группам.

С целью обучения детей классификации как способу логического запоминания можно использовать разнообразные наборы картинок.

Посуда: чашка, блюдце, чайник, стакан, ножик, ложка, вилка, тарелка, кружка, миска, графин, кастрюля, сковорода, бидон, кофейник, ведро, кувшин, таз, вазочка для варенья, блюдечко для варенья, чайная ложка.

Игрушки: пирамида, кукла, мячик, волчок, медвежонок, кубики, барабан, флажок, воздушный шар, лошадка, матрешка, плита, совок, лопатка, формочки для песка.

Елочные игрушки: шарик, бусы, дед мороз.

Игры: домино (детское), шашки, мозайка.

Одежда: варежки, шарф, носки, чулки, майка, трусы, рубашка, шорты, брюки, юбка, платье, лыжный костюм, пиджак, кофта, пальто, шуба.

Головные уборы: шляпа, вязаная шапка, берет, тюбетейка, шлем, зимняя шапка, панамка, кепка.

Обувь: сандалии, ботинки, туфли, тапочки, сапоги резиновые, валенки, кеды.

Овощи: репа, морковь, капуста, картофель, помидор, огурец, свекла, горох, лук, редиска, чеснок.

Фрукты: груша, лимон, слива, апельсин, яблоко, вишни, виноград, банан.

Ягоды: клубника, земляника, малина, крыжовник, смородина.

Животные: собака, кошка, кролик, корова, лошадь, свинья, теленок, коза, овца; мышь, волк, тигр, заяц, медведь, лев, лиса, еж, белка, крокодил, жираф, черепаха, обезьяна, слон, верблюд, олень; улитка, лягушка, змея.

Птицы: курица, индюк, гусь, утка, цыпленок, петух; сова, дятел, воробей, грач, журавль, синица, ласточка.

Насекомые: муравей, гусеница, кузнечик, муха, бабочка, комар, стрекоза, пчела, божья коровка.

Рыбы: щука, сом, золотая рыбка.

Грибы: мухомор, белый гриб, лисички.

Цветы: колокольчик, одуванчик, ромашка, василек; роза, сирень, мак, анютины глазки, ландыш, маргаритка.

Деревья: ель, сосна, рябина, клен, береза, дуб.

Мебель: этажерка, скамейка, стол, кровать, кресло, диван, стул, шкаф.

Транспорт: поезд, самолет, корабль, лодка, катер.

Машины: велосипед, троллейбус, автобус, легковая машина, мотоцикл, грузовик, пожарная машина, трактор, экскаватор, подъемный кран, самосвал.

Оружие: детские автомат, пистолет, сабля.

Инструменты: пила, топор, рубанок, молоток, клещи.

Музыкальные инструменты: пианино, гармошка, дудочка, металлофон, бубен.

Продукты: пирожное, булка, баранки, сахар, хлеб, торт, вафли, печенье, мороженое, конфеты, шоколад, сухари, мясо, селедка, сосиски, колбаса, сыр, яйца, молоко.

Школьные принадлежности: ручка, тетрадь, портфель (ранец), резинка, карандаш, книга.

Постельные принадлежности: одеяло, простыня, подушка, наволочка.

Огородный инвентарь (что нужно для работы на участке): лопата, грабли, лейка, мотыга.

Спортивный инвентарь (на чем катаются зимой): лыжи, коньки, санки.

Что нужно для шитья: иголка, нитки, ножницы, наперсток.

Что нужно для умывания: зубной порошок, щетка (зубная), мыло, полотенце.

Что нужно для рисования: карандаши, краски, кисточка, цветные мелки.

Последние семь групп, а также некоторые из вышеназванных, например инструменты, музыкальные инструменты и пр., следует использовать (в случае необходимости) на занятиях, где у детей отрабатывается операция отнесения: воспитатель сам употребляет название группы, доступное и понятное детям, давая иногда его в развернутой форме, например: «Что нужно школьнику?» и т. п.

Категория: УЧИМ ДЕТЕЙ ЗАПОМИНАТЬ | Просмотров: 1699 | Добавил: admin | Теги: Бронепалубный крейсер 1-го ранга Ди, видео, Wozrożdenije ТV, Саундтреки Форсаж (2009), Southside US, виртуальное казино, скачать музыку Максим, Бумажное Моделирование 148 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика