В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть
осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением
понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает
определенный уровень "зрелости” тех психических функций (внимание,
восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых
невозможно освоение. Такая по существу "школьная” модель обучения
представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения
знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности
приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку
выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и
способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и
ведет к развитию специфически человеческих способностей.
Формирование культуры познания. По мере расширения ориентировки
ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и
неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др.
Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает
отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное
от воображаемого и т. п.
Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о
добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и
несправедливости и т. д.
Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для
ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит
думать, предполагать, знать, и др.
Здесь — истоки рождения высших психических функций, зрелые формы которых появятся позже, в школьные годы.
Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в
решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует
культуру познания.
Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой
культуры). Здесь ребенок приобщается к тем социально выработанным формам
активности, которые образуют способы направленного преобразования
мира—способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и
определения очередности и последовательности их применения
(планирование), прогнозирования возможных эффектов действий. Ребенок
учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий,
оценивать результаты.
Конечно, все эти действия, характеризующие высокий уровень
произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают
формироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных
формах и, главное, еще не представляют собой целостной системы,
определяющей поведение ребенка.
Обучение основам целеполагания, планирования,
прогнозирования,контроля и оценки результатов и их последствий
осуществляется через сочетание игровых и неигровых моментов;
распределение функций между взрослыми и детьми.
Одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности в
дошкольном возрасте являются игры с правилами, которые организуют,
регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную
активность. Правила игры становятся той "точкой опоры”, с которой можно
сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Осознавая правила
игры, дети начинают подчинять им свои собственные действия.
В результате складываются предпосылки возникновения познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции.
Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае —
согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально заданными формами
эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру
других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает
для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих
отношение к окружающему.
Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания,
красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.
Осваивается язык эмоций.
Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и
потребность в овладении собственными эмоциями, т. е. рождается культура
чувств. |