Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о
физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если
забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во
всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование
"психологического благополучия ребенка” звучит как бессмысленное
словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его
развития является очень важным.
Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск
не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка
3—6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада,
четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти —
с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 %
ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей — потенциальные больные
сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их
жизни на 5— 20 лет. Около 50 % нуждаются в психокоррекции,
характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество
инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного
бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители.
В подавляющем большинстве дети начиная с дошкольного возраста уже
страдают дефицитом движений и незакаленностью.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных
средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного
возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие
интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка
быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи
с этим возникает необходимость .научно обоснованного определения
оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в
процессе подвижных и спортивных игр с применением специального
оборудования и тренажеров.
Существенное место в решении многогранных задач физического
воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению,
направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и
среди взрослых — педагогов и родителей.
Целесообразно введение в штатное расписание дошкольного учреждения
преподавателя физкультуры (например, на хозрасчетной основе), который
помимо основных занятий будет проводить дополнительные занятия,
направленные на физиологическую коррекцию детей с нарушениями осанки, с
низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих и др.
Дополнительные занятия можно проводить во время прогулок, в свободное и
специально отведенное время.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с
их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути
достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к
узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским
мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском
учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных
видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их
особенностей.
Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя
ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада
вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на
воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и
климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить
дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным
оборудованием на участке. Необходимо также широко использовать
возможности спортивно-оздоровительных комплексов, школьных стадионов,
катков и бассейнов в микрорайоне. Функционирование детского сада как
"открытой системы” существенно расширяет его собственные возможности. |