Требование уважать личность ребенка, любить детей формулировалось во
всех существующих программах воспитания. Однако сам принцип
централизованного программного управления воспитанием представляется
неперспективным: единая типовая программа, вопреки намерениям авторов,
создавала почву для учебно-дисциплинарного подхода к детям. Должны быть
созданы вариативные, связанные с региональной спецификой, типом
дошкольных учреждений руководства по воспитанию и программы обучения
детей — динамичные, систематически обновляющиеся, опирающиеся на
достижения мировой науки и практики, учитывающие состояние общественной
жизни в стране. Необходим постепенный, контролируемый научными
исследованиями переход от централизованного программного обеспечения
педагогического процесса к использованию гибких руководств и программ на
основе учета всех "плюсов” и "минусов” ныне действующей типовой
программы.
Решение назревших проблем дошкольных учреждений лежит в сфере
демократизации самой системы дошкольного образования. Необходимы Советы
дошкольных учреждений и Советы по дошкольному воспитанию, также
различного рода фонды дошкольного воспитания.
При Советах народных депутатов могут и должны быть созданы Советы по вопросам дошкольного воспитания. Их функции:
создание общественных фондов финансирования дошкольных учреждений и
контроль (на сессиях) за распределением средств на развитие дошкольных
учреждений в пределах контролируемого ими региона; оценка эффективности
работы воспитателя и администрации детских садов и т. д.
Предусмотреть многообразие и вариативность типов дошкольных
учреждений в зависимости от региональных и национально-культурных
условий; избавиться от гигантомании при строительстве детских садов.
Признать право сотрудников дошкольного учреждения на творческий поиск,
на существование широкого разнообразия "авторских” детских садов.
Ввести в состав системы дошкольного воспитания дошкольную психологическую службу.
Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при
условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в
советском обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и
иметь все основания для этого чувства. |