Если вовремя не обратить внимания на замкнутость малыша,
из него может вырасти неуверенный в себе человек, обладающий
многочисленными комплексами. Поэтому, если вам небезразлична судьба
ребенка, постарайтесь изменить отношение к нему: уделяйте малышу как
можно больше внимания, не стесняйтесь открыто проявлять нежные чувства —
дети любого возраста, а особенно младшего дошкольного, очень нуждаются в
родительской нежности и ласке.
Никогда не перестанет быть актуальным высказывание
русского педагога XIX века П.Ф. Каптерева: «Для ребенка ласка, любовь,
нежность — одна из насущных потребностей; ребенок легче вытерпит
недокармливание, чем лишение ласки. Без любви и ласки дитя вянет и
портится. А эту любовь он может найти только в семье».
Полноценное развитие ребенка, его физический и
духовный рост возможны только в счастливой семье, где царит атмосфера
всеобщего взаимопонимания и любви. Только такая семья может дать ребенку
ощущение счастья, настроить его на достижение успеха в будущем.
Самый близкий ребенку человек — мать. От нее в
большей степени зависит, как будут складываться отношения в семье.
Именно мама должна позаботиться о том, чтобы каждый ощущал свою
значимость и испытывал потребность в общении со своими близкими. Это
сделает семью семьей в полном смысле этого слова, в которой «семь я», и
каждое «я» чувствует себя частью общего; каждое «я» понимают и
принимают, и если одному «я» плохо, плохо и всем остальным, а если
счастливо одно «я», счастливы все вокруг.
Все родители, безусловно, любят своих детей,
заботятся о них, но проявляют эти чувства по-разному. Кто-то мягок в
обращении с любимым чадом, кто-то излишне строг и суров, но так или
иначе они преследуют единственную цель — благо ребенка. Малышу же
особенно в раннем возрасте трудно понять чрезмерную строгость своих
любимых родителей; часто он воспринимает ее как выражение нелюбви.
Например, одна четырехлетняя девочка очень
переживала, когда мама называла ее не Настенька, а просто Настя. Она тут
же замыкалась в себе, а на мамин вопрос: «Что случилось?» — отвечала:
«Ты меня ругаешь». Поэтому взрослым надо понять, что для ребенка очень
важны внешние проявления любви к нему.
Внешнее выражение родительской любви играет большую
роль в развитии личности ребенка, в формировании сто моральных качеств.
Старайтесь как можно мягче обращаться к детям, находить для них ласковые
слова. Например: «мой хороший», «мой любимый», «мой дорогой», «что бы я
без тебя делал (делала)», «ты мой помощник (помощница)», «все у тебя
получится», «не переживай — я с тобой», «как я рад (рада), что у тебя
все получается»... Это поможет ребенку осознать собственную нужность,
почувствовать уверенность в себе, согреет душу.
Не думайте, что это сделает вашего малыша
избалованным и изнеженным. Подобное обращение к ребенку именно в раннем
возрасте необходимо для полноценного развития его как личности. Причем
очень важно, чтобы такие обращения использовал ист. в семье не только по
отношению к малышу, но и между взрослыми. Трудно спорить с педагогом
П.Ф. Каптеревым, который утверждал: «Если ребенок с тех самых пор, как
сознательно открыл глаза, видит, что отец прежде всего думает о матери,
мать об отце, а оба вместе о нем — ребенке, то начало правильному его
воспитанию положено».
В дальнейшем ребенок будет строить по этому
стереотипу отношения в коллективах, в которых он будет находиться
(детский сад, школа, компания друзей), а позднее, став взрослым, и
отношения в собственной семье.
Но одно дело — ласковое обращение к малышу,
совершенно другое — отношение к ребенку, как к кумиру, вседозволенность.
Каждому человеку, тем более маленькому, нужна любовь. Но любовь
разумная, делающая его лучше. Когда мы говорим о значении и
необходимости материнской любви для нормального психического развития
малыша, надо четко отличать любовь от потакания любому желанию ребенка.
Ребенок не знает мира, в который он пришел. Он жадно
впитывает впечатления, превращая их в собственную программу поведения.
Если с первых дней жизни этот опыт будет содержать представление о
постоянной готовности родных выполнить все его желания, все капризы, то
при общении с более широким кругом людей он будет ожидать такого же
отношения к себе от всех окружающих. Будут ли оправданны эти ожидания?
Будут ли такие представления о человеческих взаимоотношениях
соответствовать требованиям, которые ему предъявит жизнь?
Не превращайте свою любовь в потакание всем
прихотям любимого чада, иначе в дальнейшем он превратится в настоящего
домашнего тирана, что может серьезно помешать и его общению с другими
людьми, которым он также будет стремиться навязать свою волю. Бывает, что избалованные дети не менее замкнуты, чем
дети, обделенные вниманием родителей. Нежелание окружающих «играть по
их правилам» вызывает у них агрессию — скрытую или явную. Такие дети в
знак протеста способны потихоньку изрезать самое красивое мамино платье;
придя в гости, закатить истерику из-за того, что на обед подали
нелюбимое блюдо; выловить в аквариуме всех рыбок и скормить их коту.
Поэтому, дорогие родители, в воспитании ребенка старайтесь
придерживаться «золотой середины»: не лишайте малыша своего внимания, но
и не потакайте всем его прихотям.
Для того чтобы ваш ребенок не был замкнутым, чаще
приглашайте к себе гостей. Малыш должен привыкать к обществу совершенно
разных людей. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринужденной
домашней обстановке постепенно выработают у него потребность в общении, а
вы, находясь рядом, научите его правильно и в то же время естественно
вести себя в коллективе.
Для ребенка дошкольного возраста особенно полезно
общение со сверстниками, способствующее его полноценному развитию прежде
всего благодаря играм, в которых он учится взаимодействию с
окружающими, примеряет на себя различные общественные роли (например,
игра в дочки-матери, в магазин и т. д.).
Общение со взрослыми и контакты с ровесниками
должны постоянно чередоваться, т. к. детей объединяет не только
одинаковый возраст, но и общие интересы.
С детьми ребенок ведет себя иначе, чем со взрослыми:
он более раскрепощен, так как не боится неправильной оценки своих
действий со стороны взрослых, которые «всегда правы»; более
самостоятелен, потому что нет рядом «заботливых» родителей, которые
готовы помочь в любую минуту. Таким образом, контакты со сверстниками
положительно влияют на социальное развитие ребенка, помогают ему обрести
самостоятельность.
При этом в общении с вами он нуждается не меньше. В
выходные дни больше времени проводите в кругу семьи. Можно всей семьей
сходить в цирк, в гости, погулять в парке. Общайтесь с ребенком на равных. Старайтесь
внимательно его выслушать. Поощряйте его, когда он задает вопросы, и
сами задавайте их. Проявляйте как можно больше интереса к тому, чем
живет ваш малыш, чем он занимается в ваше отсутствие, о чем думает.
Старайтесь вовлекать его в семейные разговоры, советуйтесь с ним.
Предоставляйте ему свободу выбора, не навязывайте своих решений, пусть
он чувствует себя полноправным членом семьи.
Не кричите на ребенка, даже если он не прав.
Окрики и одергивания не окажут положительного эффекта в критической
ситуации. Даже если ребенок послушается вас и выполнит все ваши
требования, это не значит, что он согласился с вами. Подобное поведение
(и ваше, и вашего ребенка) — очередная ступенька к взаимному отчуждению.
Попробуйте изменить тон общения: пусть он будет решительный, но не
крикливый.
К сожалению, большинство родителей не способны
выслушать своего ребенка. Беседы, как правило, сводятся к тому, что
родители «воспитывают» дитя, указывая, что правильно, а что нет, как
надо себя вести, а как не надо... Ребенок не может отказаться от таких
«бесед» и вынужден выслушивать пространные нравоучения, вернее, делать
вид, что выслушивает, потому что просто не в состоянии длительное время
вдумчиво воспринимать слова красноречивого родителя. Это объясняется
возрастными особенностями ребенка, который не способен долго удерживать
внимание на чем-то одном.
Научитесь слушать ребенка, не прерывайте его своими
репликами. Вам только кажется, что ему не о чем рассказать. Предоставьте
ему возможность высказаться, и вы поймете, что его внутренний мир
значительно богаче, чем вы предполагали, что у малыша есть свои радости и
проблемы. Может быть, что-то в его переживаниях покажется вам смешным и
не заслуживающим серьезного внимания, но ни в коем случае не
показывайте этого и не смейтесь над ребенком, это может серьезно
осложнить ваши отношения и отдалить вас друг от друга. Не занимайте
главенствующего положения в беседе, не старайтесь навязать ребенку свое
решение той или иной проблемы.
Если вы чувствуете необходимость вашего
вмешательства, сделайте это ненавязчиво, исподволь — так, чтобы ребенок
был убежден, что принял решение самостоятельно. Откажитесь от роли
всезнающего главы семьи, чье решение всегда правильно, и станьте малышу
товарищем. Ищите истину вместе, поддерживайте друг друга, обменивайтесь
мнениями. Это и станет основой ваших близких отношений.
Спокойные беседы с ребенком не только будут
способствовать созданию между вами атмосферы доверия, но и одновременно
дадут малышу новую информацию об окружающем мире, которая в этом
возрасте так необходима. Ведь это для вас все просто и знакомо, а он еще
совсем маленький, ему нужно многое узнать, понять, запомнить.
Благодаря таким разговорам малыш почувствует ваше
внимание, поймет, что вы воспринимаете его как вполне самостоятельного
человека, поверит в то, что вам приятно его общество, интересно общение с
ним. Это поможет предотвратить возникновение комплекса «ненужности»,
«заброшенности» или преодолеть уже существующий.
Непринужденные беседы с ребенком окажут неоценимое
влияние на развитие его речи, научат точно и кратко выражать свои мысли,
а это имеет большое значение для развития коммуникативных способностей.
Развитая речь ребенка значительно облегчит вхождение его в новый
коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми
детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для
самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости,
которая дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со
сверстниками.
Некоторые родители порой возражают: «О каких беседах
может идти речь, если ребенку всего 3—4 года. Он и говорить еще толком
не умеет». Заметим, что подобное утверждение верно лишь отчасти. Да, у
ребенка такого возраста еще очень маленький запас слов, но это не
причина для того, чтобы отказаться от данного метода воспитания. Даже с
новорожденными детьми рекомендуют как можно больше разговаривать. В
раннем возрасте возникает та естественная связь между родителями и
ребенком, которая перерастает впоследствии в духовное взаимопонимание и
становится основой взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме
того, как можно развить речь ребенка и пополнить его словарный запас,
если вы практически не разговариваете с малышом? Старайтесь ежедневно уделять общению с ребенком хотя
бы немного времени. Стоит на 15 минут отвлечься от своих постоянных
дел, чтобы побеседовать или поиграть с малышом, и он не будет
чувствовать себя одиноким, покинутым. Если вы что-то делаете по дому, по
возможности привлекайте к этому и ребенка, давая ему какие-то посильные
поручения. Предложите вместе выполнить необходимую работу, а потом уже
поиграть. Такой выход из создавшейся ситуации наиболее оптимален:
ребенок получает возможность общаться с вами и в работе, и в игре, ведь
ничто так не сближает людей, как совместный труд и игра.
Беседуя с ребенком, слушая его рассказы, играя с
ним, внимательные мама и папа заметят достижения и пробелы в развитии
малыша и своевременно смогут применить необходимые методы воспитания,
чтобы из ребенка вырос полноценный человек, готовый к преодолению любых
трудностей. |