Родителям, в поведении детей которых проявляются
указанные отклонения, сложно жить в нашем обществе - точно так же, как и их отпрыскам. Окружающие критически
оценивают их воспитательные методы,
ибо большинство из них убеждены, что именно родители виноваты, если
поведение их детей не соответствует «норме». В адрес родителей раздаются упреки
в том, что они слишком много позволяют своим детям или же недостаточно строго с ними обращаются. Другие более категоричны:
они утверждают, что родители ребенка с СГДВ просто не в состоянии
заниматься его воспитанием. Существует довольно распространенное мнение, что
ребенку необходима «всего лишь» хорошая порка, чтобы до него лучше «дошло» (и это вопреки тому, что законом запрещено
применять насилие в воспитании детей!).
Родители часто
не уверены в себе
Неудивительно, что многие родители, чей ребенок отличается необычным поведением, в конце концов,
начинают сомневаться в самих себе.
Многие из них уже опробовали самые
разнообразные воспитательные методики и стили, стремясь изменить
поведение своих детей к лучшему. Но поскольку
этого не случилось, то многие родители оказались в тупике и не знают, что еще они могут сделать. В конце концов, необычное поведение ребенка,
ограничивающее его контакты с внешним миром, также распространяется
и на родительский дом.
Многие дети с СГДВ, к примеру, не в состоянии в
течение длительного времени играть в
одиночестве, им вскоре становится скучно,
и они легко расстраиваются. В таких случаях требуется помощь родителей. К этому можно добавить, что
последним часто приходится улаживать
разнообразные конфликтные ситуации, в
которые попадает их ребенок, и они должны быть постоянно готовы к его импульсивному поведению. Уже все это,
не считая упреков извне, является достаточно серьезным прессингом.
Поэтому многие родители пытаются избегать ситуаций, когда они по предыдущему опыту точно знают, что с
трудом могут управлять своим ребенком. К примеру, они отказываются от
посещения друзей и родственников, так как не хотят снова выслушивать упреки и
замечания. Или же больше не ходят со своим ребенком на детскую площадку, либо
делают это в такое время, когда там никого нет, чтобы избежать конфликтных
ситуаций с другими детьми и их родителями. К существующим проблемам часто добавляется
еще и фактор отсутствия общения, то есть родители, и прежде всего неработающие матери, практически не имеют возможности
общаться и советоваться с другими людьми. Это может стать дополнительной моральной нагрузкой для родителей.
Взаимоотношения
между родителями и ребенком
Родители любят своего ребенка, несмотря на все
отклонения в его поведении, однако
возникающие трудности нередко вредят
их взаимоотношениям. Постоянные замечания в адрес ребенка, принятые во многих
семьях, существенно осложняют ситуацию.
К этому следует добавить, что родители из-за множества проблем, а также упреков со стороны
окружающих неадекватно воспринимают
своего ребенка. Кроме того, родителям больно
видеть, как их ребенка постоянно критикуют и унижают.
Отношения между родителями вследствие неправильного
поведения ребенка могут заметно ухудшиться. Например, часто случается так, что
отец, целый день проводящий на работе, обвиняет мать, ответственную за
воспитание, в «неуправляемости» ребенка. Споры о «правильном» воспитании нередко становятся основной темой для обсуждения в
семье.
В семьях, где есть дети
с отклонениями в поведении,
брак родителей часто
находится под угрозой
Впрочем, то же самое
можно сказать и о родителях детей-индиго.
Пока они не знают, какие у них дети,
они часто не находят себе места и
сомневаются в своих воспитательских
способностях.
Тема СГДВ сегодня
у всех «на слуху».
При таких
обстоятельствах родителям необходима компетентная консультация. На первых порах
ее можно получить от педиатра или же от другого врача, внушающего доверие, а
так же от детского психолога или в консультационном пункте по вопросам семьи и воспитания. Если имеется
подозрение на наличие у ребенка СГДВ,
то, возможно, будет целесообразно посещение группы по оказанию взаимной помощи. В любом случае, для большинства родителей важно хотя бы раз пообщаться с такими же родителями и обсудить с ними
проблемы, касающиеся их детей.
ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО
РЕДАКТОРА
В России, следует признать, процесс диагностики, лечения и реабилитации детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания пока недостаточно налажен. В то же время, особенно в крупных городах, вполне можно найти специалистов,
которые в состоянии помочь родителям, иногда
совершенно не представляющим, что за проблема
возникла у них в семье. Помочь родителям
могут следующие специалисты.
Невропатолог. Это
может быть невропатолог обычной
поликлиники или частнопрактикующий
врач. Как правило, синдром дефицита внимания является не самостоятельным
заболеванием, а компонентом более
обширной неврологической болезни.
Если этого не сделано ранее, то нужно,
обратившись к врачу, поставить правильный
диагноз и проводить систематическое лечение
неврологической болезни - тогда и проявления
СДВ постепенно пойдут на убыль.
Психиатр. Не нужно бояться психиатров, страх перед которыми может сохраняться в
душе у родителей с советских времен. Все зависит от уровня компетентности
конкретного доктора в этой области знаний.
Психотерапевт - врач,
который лечит словом, беседуя с
ребенком и его родителями.
Психолог -
специалист, который обычно работает е дуэте или с психиатром, или с
педагогом. Обследование и получение консультаций у психолога может
существенно прояснить картину болезни и помочь
семье.
Педагог - речь
идет о специалисте, который работает в районном
психолого-медико-социальном центре и помогает дошкольникам и школьникам с
отклонениями в поведении.
Вне всякого сомнения, родителям нужно поддерживать тесный контакт с воспитателями в детском
саду или преподавателями в школе,
поскольку именно они наблюдают ребенка на протяжении максимально длительного
времени и могут дать ценные рекомендации. В то же время, именно они будут на протяжении значительной части дня реализовывать те советы,
которые будут даны родителям специалистами.
В наиболее сложном
положении оказываются дети с отклонениями в
поведении, находящиеся дома и в силу тех или иных причин не посещающие
детский сад или школу. Обучение и
воспитание на дому не решает проблемы. Обязательным компонентом терапевтического
воздействия для такого ребенка является полноценное
общение с себе подобными -
соответствующего возраста.
Встречается ли СГДВ сегодня чаще, чем раньше?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Можно с
уверенностью сказать, что у того, кто читает
журналы и газеты, создается впечатление, что, по-видимому, тема СГДВ
сегодня «на слуху». Едва ли найдется солидный
журнал, который со знанием дела не обсудил бы феномен СГДВ. В
специальных журналах для родителей эта тема является дежурной и вообще не
сходит со страниц. К этому следует добавить, что многие наши современники, наблюдая резвого и очень темпераментного ребенка,
не утруждают себя тем, чтобы узнать его поближе, а совершенно
безапелляционно и опрометчиво ставят на нем
клеймо типа: «Однозначно гиперактивен». И это происходит только потому, что он
не укладывается в представления об идеальном ребенке, который может быть умилительно спокойным, когда с ним занимаются
взрослые. |