Восприятие является одной из основных
функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит
накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие лежит в
основе зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Акустическое
восприятие является основополагающим в освоении ребенком речи.
Адекватное восприятие себя и собственного тела поможет ребенку
чувствовать себя более уверенно, научит его самоуважению и принятию
самого себя.
Общая характеристика
Восприятие – это отражение человеком
предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на
органы чувств (Люблинская А. А., 1971).
Процесс развития восприятия начинается с
самых первых дней жизни ребенка. У новорожденного в первые недели жизни
возникают лишь ощущения отдельных свойств окружающей действительности.
Восприятие формируется в связи с развитием,
усложнением деятельности анализаторов (зрительных, слуховых,
осязательных, обонятельных, вкусовых и т. п.). Сталкиваясь ежедневно с
определенными людьми и окружающими предметами, ребенок постоянно
испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Вызываемые
каждым предметом раздражения постепенно выделяются из всех воздействий
окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к
возникновению восприятия особенностей данного предмета.
Например, звуки голоса матери младенец
слышит, обычно одновременно видя ее фигуру и лицо. В результате эти
слуховые и зрительные раздражители выделяются и связываются вместе, и у
ребенка возникает целостный образ матери.
Важное значение имеют действия младенца –
захватывание предметов рукой и оперирование ими. По мере усложнения
деятельности ребенка, использования все большего числа предметов
домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания,
одевания), а также манипулирования вещами в различных играх у него
обогащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений.
Оценивая основные новообразования в этой
области у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), можно отметить,
что это важнейший период для развития предметного восприятия (Ермолаева
М. В., 2003). Зрительные действия, при помощи которых ребенок
воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования.
Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов, как
форма и величина. В более старшем возрасте, от 3 лет и старше,
восприятие активно развивается по следующим направлениям (по Люблинской
А. А., 1971):
1. Восприятие цвета и формы. Цвет
предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда,
когда другой, более сильный признак – форма, по каким-либо причинам не
получил сигнального значения. Однако огромную роль в выборе ведущего
признака играет та задача, которая поставлена перед ребенком.
2. Восприятие целого и части.
Восприятие целого и части происходит по-разному, в зависимости от того,
какой предмет воспринимается ребенком – знакомый или незнакомый, какая
часть выделяется для его узнавания – характерная (хобот у слона) или
неспецифическая для данного объекта.
Однако достаточно часто наблюдается и такая
ситуация, когда ребенок делает вывод о смысле целого (например,
изображения) по одной незначительной детали (синкретизм).
3. Восприятие картинки. Дети в
процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, то
есть узнавания отдельных предметов, никак не связанных между собой, к
выявлению сначала их функциональных связей (что делает человек), а затем
и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями:
причин, связей, обстоятельств, целей. Огромное значение имеет сам
вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку– необходимо
ориентировать его на осмысление сюжета картинки.
4. Восприятие пространства. Уже в
раннем детстве ребенок познает величину и форму предмета путем активного
действия с ним. На втором году жизни дети познают удаленность и
местоположение предмета на основе мышечного (мускульно-суставного)
чувства, к которому присоединяются зрительные ощущения. Функция
зрительного анализатора до 3-4 лет оказывается ведущей.
Очень важно значение речи: используя
слова-предлоги, слова-направления, дети осваивают пространственные
координаты. Наиболее трудно детям-дошкольникам усвоить отношение
«правого» и «левого», что связано с особенностью их восприятия и оценки
положения собственного тела.
5. Восприятие времени. Впервые
младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда
он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления.
Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни
ребенка.
Дети старшего и младшего дошкольного
возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей.
Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, то есть
распределена по времени, то трех-, четырехлетний ребенок уверенно
отмечает утро («мы еще не завтракали») или вечер («за нами скоро
придут»). Они различают день («скоро полдник») или ночь («все спят»).
Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные
явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного
времени («Утро (зимой) – еще не совсем светло», «Вечер – уже темно,
солнца нет»). Однако дети долго не понимают объективного движения
времени, его независимости от воли и действий людей.
В речи первой дифференцировкой временных
категорий служит введение таких слов, как «сначала», «потом», «раньше»,
«позже», располагающих события согласно их реальной последовательности.
Подводя итоги, отметим следующее:
• восприятие требует не только готовности
анализаторов, но и некоторого опыта, знаний о вещах. Поэтому оно
формируется на протяжении всего периода развития ребенка и неотрывно от
его общего умственного развития. В развитии восприятия предметов,
событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи
между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно,
расширяя свой опыт с помощью взрослых;
• само развитие восприятия есть переход от
слитного, синкретического, фрагментарного отражения детьми предметов к
расчлененному, осмысленному и категориальному восприятию вещей, событий,
явлений в их пространственных, временных, причинных связях.
|