Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок
может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или
ломать вещи, и вербальную — оскорблять окружающих, ругаться. Также его
агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль,
находя в этом какое-то утешение. Рассмотрим причины и особенности
каждого из этих типов детской агрессивности.
Ребенок бьет окружающих
Каждый ребенок в своей жизни хоть раз толкнул или
стукнул другого. Следует иметь в виду, что желание драться — это далеко
не всегда признак плохого воспитания. Источники такого поведения могут
быть разными. Вот несколько типичных примеров проявления детской
драчливости.
1. Четырехлетняя Наташа ездила отдыхать к
бабушке, а когда она вернулась домой, ее было не узнать. Девочка стала
бить всех детей во дворе, с которыми до этого у нее были прекрасные
отношения. Ее воспитанная тихая мама была шокирована поведением дочери.
Наташа у бабушки общалась с агрессивными детьми и научилась их способам
достижения цели, которые стала применять и в своем дворе.
Рукоприкладство на детской площадке надо пресекать
сразу, терпеливо объясняя ребенку, почему не следует толкаться или
вырывать из рук игрушки. Следует с самых первых «выходов в свет» учить
ребенка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций.
Если ребенок постоянно ссорится с другими детьми, следует обратиться за
консультацией к детскому психологу.
2. Пете полтора года, он подвижный и любопытный,
родители иногда шлепают сына, если он не слушается. Однажды мама
запретила ему играть с пультом от телевизора — Петя закричал и ударил
маму по руке. Петя решил, что это самый надежный способ добиться своего,
ведь и родители шлепают его, когда он делает что-то не так.
Родителям следует строго сказать ребенку, что так
делать нельзя, маме больно. Необходимо также проследить, не слишком ли
часто они прибегают к телесным наказаниям. Если их нельзя избежать —
пусть они будут самой крайней мерой. Надо стараться как можно чаще
объяснять ребенку правила поведения на словах.
3. Кате семь лет, а ее брату Коле — пять, они
постоянно ссорятся, дерутся, родители уже устали разбираться, кто прав,
кто виноват.
Драки между старшим и младшим ребенком в семье — это
привычное и почти неизбежное явление, особенно при небольшой разнице в
возрасте. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих
детей, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут
пораниться. Часто в отсутствие взрослых дети забывают про свои ссоры и
дружно играют. Но в результате вмешательства родителей любая ссора
приобретает значение важного события. Например, обиженный ребенок
специально провоцирует брата или сестру на рукоприкладство, чтобы его
наказали.
Родителям лучше всего сделать вид, будто они ничего
не слышат и не видят, или под каким-нибудь предлогом развести детей как
можно дальше друг от друга. А разбираться, что случилось, следует только
после того, как дети совсем успокоятся.
Если ребенок считает, что агрессия является
единственным способом добиться своего, или бьет слабых и беззащитных,
чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к
специалисту.
Ребенок портит вещи
Самый «разрушительный» период у малышей начинается
после года и продолжается примерно до двух лет. В этом возрасте ребенок
обычно действует незлонамеренно — он творит, конструируя новую
реальность, меняя своими действиями привычное положение вещей. Но
бывает, что уже годовалый ребенок стремится что-то сломать, когда
сердится или обижен. Например, он гневно бросает игрушку на пол в
досаде, что не может научиться с ней обращаться. Или, устав от
бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпочную зверушку,
срывая на ней свою злость на родителей.
Еще одна причина, вызывающая желание ломать,
портить, уничтожать, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться.
Например, Толя завидует Диме, потому что тот умеет строить красивые
замки из песка, и, чувствуя себя неспособным создать что-то подобное,
злится не на Диму, а на замки, успокаивая себя тем, что рушит их.
Родителям не следует сразу же заменять сломанные
ребенком вещи новыми, лучше оставить повсюду обломки, чтобы малыш видел
последствия своего поведения. Маленьким детям следует иногда давать
игрушки, которые они смогут разбирать и собирать, чтобы удовлетворить
свое любопытство. Если ребенок часто ломает игрушки в приступе
раздражения или из озорства, родители должны как можно мягче дать ему
понять, что недовольны и сердятся.
Если никак не реагировать на такие поступки, то
ребенок может принять попустительство за молчаливое одобрение. Но и
силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у
него стремление еще больше ломать.
Если ребенок, например, что-то сломает в чужом доме,
нужно извиниться перед хозяевами при малыше и объяснить ему, почему все
не одобряют его поступок.
Важно помочь ребенку адаптироваться к окружающей
обстановке, почувствовать себя любимым, и тогда его желание ломать и
разрушать пройдет само собой. Следует всегда помнить, что даже самые
уравновешенные люди, когда были детьми, не всегда являли собой образец
аккуратности и сдержанности.
Ребенок ругается
Под вербальной агрессией понимают словесные угрозы и
оскорбления другого человека. Не случайно за сквернословие в
общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено
административное наказание в виде штрафов. Эти так называемые бранные
или неприличные слова рано или поздно появляются и в лексиконе ребенка.
Источником этих слов в словаре ребенка могут стать сами родители, другие
дети, соседи и, конечно, телегерои. Произносить ругательства ребенок
может, едва научившись говорить, правда, не понимая, что они означают.
Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?
• Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с
которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно
«излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны,
вокруг него возникают определенное волнение и напряжение.
• Во-вторых, узнав, что говорить такие слова можно
только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших,
непременно начнет употреблять запрещенные выражения в своей речи.
• В-третьих, видя, что такие слова шокируют
взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить
родных. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.
Бесполезно ругать детей за использование
неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает
ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их
употреблять, но постарается, чтобы вы это не слышали. Тогда о
достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от
воспитателей или учителей.
Часто ребенок не понимает, что произносит нехорошие,
обидные слова. Следует объяснить ребенку, что таким образом он
оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично.
Подросткам надо сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем
случае, когда в результате эмоционального напряжения им уже не хватает
слов. Но даже в таких ситуациях можно обойтись без неприличных
выражений. Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам
использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или
цветов. Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или
кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо.
Естественно, во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребенка взрослым необходимо следить за собственной речью.
Если ребенок спрашивает о значении того или иного
бранного слова, не следует уходить от ответа. Скажите, например, что так
говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или
разозлить человека. Конечно, если услышал он это слово не от вас. В
противном случае, если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл
извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось
сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне
раскаиваетесь, и впредь постарайтесь держать себя в руках.
В известной сказке Н. Лагина «Старик Хоттабыч»
Волька в сердцах обозвал Хоттабыча балдой, а на его вопрос, что это
значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень
смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О
превосходнейший в мире балда!» Иногда родители ведут себя так же, как
Волька, придумывая «культурные» объяснения ругательств.
Конечно, не стоит говорить ребенку настоящее
значение каждого ругательства, но, с другой стороны, ни в коем случае не
следует скрывать от него, что это неприличные, бранные слова. Иначе он
будет употреблять их в своей речи и однажды может поставить вас в
неловкое положение.
Ребенок причиняет себе боль
Мальчик-второклассник в минуты отчаяния царапал
себя, а пятиклассник начинал стучаться головой об стенку, когда ссорился
с одноклассниками. Оба не могли объяснить, почему так поступают,
говорили, что их в этот момент переполняли отрицательные эмоции, что им
было необходимо сделать что-то подобное, чтоб успокоиться.
По наблюдениям специалистов, некоторые дети,
сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя.
Создается впечатление, что ребенок хочет причинить себе боль или даже
уничтожить себя. Иногда родители с ужасом наблюдают, как их малыш бьется
головой о стенку кроватки. Более старшие дети способны в буквальном
смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей
могут быть суицидальные попытки. Подобное поведение психиатры называют
самоагрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе,
порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны
окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда
такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне
плохо или вот как я мало себя ценю. В любом случае лучше как можно
раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или
психиатру. |