Стремление одеть в гранитные берега детство — характерная черта
недавнего прошлого. Она не изжита и сегодня. Сооружение искусственных
берегов началось в 30-е годы ХХ века. Вопреки решительным призывам выдающихся
педагогов тех лет "вернуть детям детство”, избавиться от манеры "всех
стричь под одну гребенку”, "прекратить муштру”, наступление на детство
приобретало необходимый характер. В общественном сознании сложились
стереотипы, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нем.
"Детство — этап подготовки к будущей жизни”. Если общество определяет
свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки”, то
отрицается самоценность "проживания” эпохи детства ребенком. Между тем
условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и
школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции
будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни
делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго
действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за
пределы детства!
"Взрослый — для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок — для того,
чтобы учиться и слушаться”. Взаимодействие взрослых с детьми сводится к
сумме: охрана здоровья+воспитание+обучение Детей. Все, что не входит в
круг этих слагаемых (например, проявление "личных чувств” и т. п.),
становится избыточным.
Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных
взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От
такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из
него выпадает "человеческий радикал”.
"Все лучшее—детям!”—пока этот лозунг-стереотип остается только
лозунгом. Исходным пунктом оценки этого предоставления является
экономический критерий, выражающий готовность общества осуществлять
материальные вклады в детство. Сказать, что в этой сфере действует
"остаточный принцип”,— это сказать не всю правду. Дети получают "остатки
от остатков”. Последствия экономии на детстве (в таких сферах, как
обеспечение материнства, профессиональная подготовка и переподготовка
педагогов, пособия и технические средства обучения, строительство,
пропаганда педагогических и медицинских знаний и т. п.) непосредственно
отражаются на состоянии физического и психического благополучия ребенка,
на возможности обеспечить преемственность между различными периодами
его жизни.
Необходимо отказаться от "остаточного принципа” в самом народном образовании и социальном обеспечении применительно к детям.
Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в
обязанность взрослых не утешаться верой в счастливое детство наших
детей,
Ключевые позиции обновления детского сада — охрана и
укрепление здоровья детей (как физического, так и психического),
гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми,
раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду,
обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления
ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических
кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки
системы управления. |