Когда человек впервые познает это чувство? Обратимся к фактам, которые давно известны ученым.
Психологами выделены четыре стадии развития, на
которых внутренне присущая любому человеку способность любить
проявляется особенно сильно.
1. Возраст около 3 лет (естественное следствие
«кризиса трехлетних» и связанного с ним острого переживания «я сам»),
когда ребенку вдруг начинает очень нравиться мальчик или девочка одного с
ним или более старшего возраста.
2. Младший школьный возраст (7—8 лет), когда
полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости
(иногда почти бессознательно вызванной собственными же, направленными на
объект любви негативными действиями).
3. Подростковый возраст (12—13 лет), когда чувство к
человеку противоположного пола находит свое выражение в возрастающей
тяге к общению, жадном интересе к объекту любви и своеобразном фетишизме
(когда особо привлекает какой-то один компонент внешности, например,
волосы или ноги).
4. Юношеский возраст (15—17 лет), когда
обусловленная социальной ситуацией развития привязанность юношей и
девушек друг к другу носит уже почти взрослый характер, ибо основывается
на тяге к глубокой личностной интимности, стремлении познать личность
«объекта» любви.
Представив себе перспективу развития чувства любви, вернемся все же к возрасту, о котором ведется речь в данной книге.
Итак, именно в 2—3 года у ребенка может проявиться
первый интерес к детям противоположного пола. Часто бывает, что
симпатия, завязавшаяся между мальчиком девочкой еще в младшей группе
детского сада, длится все дошкольное детство, а порой продолжается и в
школьные годы. И очень важно, чтобы родители правильно прореагировали на
это чувство, сознавая всю ответственность за судьбу своего сына или
дочери, понимая, что уже сейчас закладывается основа будущих
взаимоотношений ребенка с представителями противоположного пола. Учтите,
что малыш в этом возрасте идеализирует родителей, хочет стать таким,
как они, принимает на веру все, что ему говорят взрослые, чувствует и
перенимает их отношение к той или иной ситуации. Именно слова и поступки
взрослого определяют характер и дальнейшее развитие отношений ребенка с
противоположным полом.
ВНИМАНИЕ! Дорогие взрослые, ваша ирония по отношению к чувствам ребенка может серьезно ранить его.
Как часто взрослые люди не задумываются о том, к чему могут привести их слова и поступки!
Нередки случаи, когда родители в присутствии детей,
смеясь, рассказывают знакомым, что их ребеночку уже нравится девочка
(или мальчик) из группы. Мне на память приходит одна история, свидетелем
которой я стала несколько лет назад. Мальчик и девочка лет десяти сидели
на диване и играли в шахматы. Их отцы наблюдали за ними. «Вот, если их
спарить, — сказал один папаша, — дети пойдут красивые, но глупые...»
Второй в ответ захохотал. Дети разом покраснели и играть перестали. Им
было мучительно стыдно. За взрослых.
Дети обычно быстро понимают, что нужно прятать свои
чувства, опасаясь насмешек взрослых, уходят в себя, привыкают к
непониманию. Или, что еще хуже, принимают правила игры: высмеивают
чувства других детей, дразнят их.
Но и от чрезмерной драматизации чувств ребенка мне
хотелось бы родителей предостеречь. Впадая в другую крайность, раздувая
чувства ребенка до масштаба жизненных трагедий, вы тоже можете сильно
ему навредить. «У ребенка свое, особое умение видеть, думать и
чувствовать; нет ничего глупее, чем попытаться подменить у него это
умение нашим», — писал Жан-Жак Руссо.
В одном дворе жили мальчик и девочка. Дружили с
раннего детства, их даже называли «жених и невеста». А когда пришло
время, они пошли первый раз в первый класс. И первого сентября их
отношения прекратились. Навсегда. А все из-за того, что девочке очень
хотелось, чтобы мальчик сел с ней за одну парту. Он прошел мимо. Как
выяснилось, потому, что страшно волновался и не узнал подружку.
Самая хорошая позиция, которую может занять взрослый
по отношению к чувствам ребенка, касающимся взаимоотношений полов, —
это уважение, принятие того, что у вашего малыша уже есть сфера личных
переживаний. Очень хорошо, если у вас доверительные отношения и ребенок
сам с удовольствием делится с вами своими мыслями, эмоциями. Дорожите
этим доверием, не злоупотребляйте им, пользуясь преимуществами старшего и
более опытного.
Ди Снайдер в своей книге «Практическая психология
для подростков» так описывает отношение взрослых к первой любви:
«Журналистка Энн Лэндерс определяет любовь между подростками как всего
лишь «влечение двух систем желез внутренней секреции, стремящихся друг к
другу» — вот еще один пример того, как взрослые любят оскорблять твои
чувства. Можно подумать, что ребенок для них — это всего лишь «система
жизнеобеспечения желез». Они дают твоей любви дурацкие названия вроде
«щенячьей возни» или «придури».
Помогайте маленькому, неопытному человеку
разобраться в нахлынувших на него чувствах, обсуждая с ним судьбы
литературных героев, сказочных персонажей, сюжеты мультиков и фильмов
для детей. Ребенок привыкнет к тому, что хорошая книга, фильм может
многому научить, и в тот момент, когда вас рядом не окажется, сможет сам
найти опору и выход из непростой ситуации.
ВНИМАНИЕ! Родители, помните, что хотя первая любовь еще очень наивна, но для нее всегда сохранится в сердце особое местечко. |