Надо признать, что вся западная педагогика серьезное внимание уделяет вопросам самоактуализации и личностного роста ребенка.
Например, на международной конференции
преподавателей высшей школы я не раз слышала от датских учителей такое
признание: «Да, наши дети не занимают первых мест на международных
олимпиадах, но они имеют адекватную самооценку и веру в себя. Для нас
это важнее, чем все остальное».
В одной датской школе участников
конференции впечатлили яркие беседки, расположенные в широком коридоре.
Директор школы не без гордости объяснил, что детям необходимо место для
уединения, для рефлексии и эти беседки специально для этого
предназначены. Никто не может помешать ребенку размышлять и
совершенствоваться!
Когда мы зашли в коридор, в двух беседках
сидели ученики. К ним не приставали с вопросом: «Что ты тут делаешь во
время урока?!» Согласитесь, порой удивительные вещи творятся в
педагогике! ☺
В детском садике Лондона мое внимание
привлекло расписание занятий для малышей. Наряду с такими пунктами, как
«математика», «язык», «познание окружающего мира», в нем были занятия по
«личностному, эмоциональному и социальному развитию». У воспитателей
были запланированы: организация совместного проекта «Поиски клада» для
создания командного духа, проведение беседы «Сильные стороны моей
личности» в кругу, подготовка фотоколлажа группы «Мы уникальны» и т. д.
В этом же детском саду у меня была
возможность полистать «Учебный план для дошкольных учреждений»,
выпущенный Департаментом образования Великобритании. Я обратила внимание
на задачи, которые ставятся перед воспитателями. Вот они:
• научить ребенка уважать себя и других;
• уважать детскую культуру для того, чтобы у ребенка развивался позитивный образ себя;
• показать значимость дружбы, научить создавать межличностные отношения;
• формировать позитивный настрой на учебу;
• развивать способность ребенка принимать решения.
Как
видите, вопросы личностного роста ребенка очень значимы и для англичан.
Однако именно американцы в наибольшей степени преуспели в вопросах
формирования позитивной самооценки ребенка. (Сделаю тут небольшую
пометку: трудно говорить о США вообще, это большая страна, и каждый штат
имеет свои особенности. В данной книге я говорю в основном о
Миннесоте.)
Каким же образом идеи позитивного мышления
преломляются в воспитательно-образовательной практике страны? Моя дочка
после двухнедельного посещения американской школы выучила два новых
слова, которые, по ее мнению, наиболее распространены и часто
встречаются: ценности (имеются в виду личностные) и достижения.
О них говорят часто и много. Кроме лозунга над входом «Твоя уверенность
в себе значительно важнее твоего IQ» в начальной школе я видела
плакаты: «Ты успешный!», «Встречай жизнь уверенно!», «Ты учишься на
своих ошибках», «У каждого есть свои сильные стороны».
Среди принесенных моей дочкой учебников
была книга Мэри Бронсон Мерки «Здоровье подростка», рассчитанная на
учеников 8-го класса. Полистав ее, я поняла, каким образом идеи
позитивного мышления входят в жизнь юного американца. Автор легко и
доступно рассказывает восьмиклассникам о том, что «личность – это
уникальная комбинация чувств, мыслей и поведения, которые отличают
каждого». На этих же страницах можно встретить рассуждения о том, что
необходимо развивать «способность принимать себя и других,
адаптироваться к эмоциям и управлять ими, справляться с проблемами и
испытаниями, которые встречаются в жизни».
После теоретической части идут наставления
в духе позитивного мышления. Автор убеждает своих читателей, что как
физическое здоровье, так и эмоциональное состояние может претерпевать
«взлеты и падения»: «Далеко не всегда ты можешь чувствовать себя
уверенно и смотреть позитивно на новые жизненные ситуации. Ты можешь
сомневаться, как лучше поступить в том или ином случае. Ты учишься,
набираешься опыта, повышаешь самооценку и улучшаешь свое ментальное и
эмоциональное здоровье».
После
всего прочитанного и услышанного я совсем не удивилась, что тема
«Жизненные навыки» начинается именно с призыва «Думай позитивно!» и с
объяснений, как этот лозунг претворить в жизнь. «Думать позитивно – означает посылать себе позитивные послания. Учись изменять негативные мысли на позитивные».
Истинное удовольствие я получила не только
от учебника, но и от школьного дневника. Думаю, вы разделите со мной
восхищение, познакомившись с цитатами, которые разбросаны по всем
страничкам этого замечательного документа школьных будней. Вот некоторые
из них:
• твой характер не был дан тебе при рождении; он проявляется при твоем поведении. Это то, как ты себя ведешь;
• тебе потребуется весь жизненный путь,
чтобы стать тем человеком, каким ты хочешь. Этот путь состоит из
маленьких шагов и препятствий;
• каждый выбор, который ты делаешь, определяет твой характер.
Конечно, я понимаю, что подростки не
бросятся тут же претворять в жизнь эти красивые фразы. Но, мне кажется,
даже ленивое перелистывание страниц может принести пользу – все идеи и
установки подаются доступно и лаконично, и блуждающий взгляд все равно
выхватит что-нибудь полезное! Ведь так важно услышать НУЖНУЮ мысль в НУЖНОЕ время и в НУЖНОМ месте.
Каковы же результаты всей этой работы?
Надо признать, что система школьного образования США далека от идеала.
Американская педагогическая общественность сегодня решает такие
серьезнейшие проблемы, как безопасность в школе (учащаются случаи
применения оружия подростками), распространение наркотиков и т. д. Но та
работа, которая проводится в рамках концепции самоуважения, дает
заметные результаты. На это указывают данные большинства исследований.
Я познакомилась с выводами
социологического исследования «Здоровое сообщество, здоровая молодежь».
Оно проводится на территории всех США (в 1995 году участвовало 250 000
детей). В мае 2002 года такое исследование было проведено среди учеников
7—12-го классов школы Morris Area School (Миннесота). Всего был опрошен
521 ученик.
По данным этого исследования:
41 % детей чувствуют личностную силу;
43 % – имеют высокую самооценку;
57 % – имеют чувство цели;
67 % имеют позитивный взгляд на свое будущее.
Как видите, дети Америки живут обычной
жизнью растущего человека – им, как и всем юным гражданам нашей планеты,
тоже свойственны метания, депрессии, неуверенность и разочарования. Но
процент детей с этими проблемами значительно ниже, чем, например, в
Японии, о которой мы говорили раньше.
И
второй момент, который мне хотелось отметить: программы по личностному
росту не убирают проблемы, они дают ключ к их решению, предлагают
примитивный алгоритм действий, творчески преобразуя который человек
строит свое поведение.
Очень хочется, чтобы и наши дети
почувствовали больше уверенности в себе, желание реализовывать свои, а
не чужие мечты, ощутили комфортность и гармонию своего существования в
ХХI веке! Давайте над этим работать все вместе.
А сейчас давайте подведем итог – чему нас
учит опыт успешных воспитателей Америки и Японии (тут следует сделать
акцент на слове «успешный». Как вы понимаете, во всех странах есть и
неуспешные педагоги и родители, их опыт нам ни к чему! ☺).
Коротко о главном
• Гиперопека вредна и даже опасна не только для детей, но и для их родителей.
• Большое количество ограничений в детстве способствует тому, что в последующем ребенок будет «несчастным взрослым».
• При порицаниях и осуждениях обращайтесь к
эмоциям ребенка, упор делайте на вопросы и рассуждения вслух,
акцентируйте внимание ребенка на последствиях его поступка. Не требуйте
от малыша подчинения в категоричной форме.
• Дайте детям возможность наслаждаться
детством, лелейте ощущение «детскости». Малышам важно иметь возможность
вести себя в соответствии со своим возрастом, чувствовать себя детьми.
• Важна эмоциональная близость с ребенком, важен контакт с ним, а не его сиюминутное исполнение указаний взрослого.
• Не давайте ребенку возможности думать о себе плохо.
• Многие проблемы в поведении ребенка
связаны с недостатком информации. Ребенок поступает плохо не потому, что
хочет насолить вам, а потому, что не знает, что это плохо.
• Запретить, наказать – легко. Значительно сложнее объяснить – это требует от взрослого много терпения, времени, усилий.
• Не переносите правила и нормы мира
взрослых на мир детства. Детство – это планета со своим языком и своими
законами, попробуйте их понять.
• Позитивное мышление непосредственно
связано с адекватной самооценкой. Возьмите на вооружение лозунг
американской школы: «Твоя уверенность в себе значительно важнее твоего
IQ».
• Учите ребенка позитивному мышлению.
Почаще говорите ему: «Думать позитивно означает посылать себе позитивные
послания. Учись изменять негативные мысли на позитивные».
|