Для многих родителей возможная смерть животного является
непреодолимой преградой для его приобретения: «Как объяснить ребенку
что сказать, если его питомец вдруг погибнет?»
Мы можем лишь постараться облегчить его страдания.
Прочитайте и обсудите с ребенком рассказ американского писателя Пола
Гэллико «Томасина». В нем повествуется о том, как ветеринар усыпил
парализованную кошку своей дочери Мэри и девочка очень тяжело переживала
не только смерть любимицы, но и то, что ее отец, которого она считала
всесильным, даже не попытался вылечить животное, отмахнулся от ее
просьбы.
Мэри несла мертвую Томасину и встретила своего друга:
— Ой, Мэри! — сказал он. — Что с Томасиной?
Мэри подняла мокрое лицо и увидела, что ее друг и
защитник стоит рядом с ней на коленях. А он сам сообразил, что
случилось, и осторожно начал:
— Может, оно и лучше... Может, она была неизлечимо больна...
Мэри взглянула на него с отчаянием и ненавистью.
Мягкосердечный Хьюги понял, что так говорить нельзя, но совершенно
растерялся от криков, слез и рыданий. «Папа и не пробовал! — кричала
Мэри. — Он плохой... Ты плохой... Все вы...» В конце концов она уткнулась лицом в мох и стала скрести ногтями землю.
Хьюги не понимал, что можно так плакать из-за
кошки — у них в парке их кишели сотни, и он не отличал одну от другой.
Но он слышал, что люди с горя умирают, и очень испугался за Мэри.
При поддержке родителей ребенок, впервые
сталкивающийся со смертью, также сможет пережить горе, и взрослым не
надо этого страшиться. Ваша задача — быть рядом и сочувствовать горю
малыша в той степени, в которой он его переживает.
Но мы не в состоянии оградить свое дитя от горького
опыта потерь, как бы нам этого ни хотелось. Осознание того, что со
смертью четвероногого друга столкнулся не только он, может помочь вашему
малышу менее болезненно перенести боль утраты.
Ребенок, выросший в сельской местности, с ранних лет
знает, как рождаются и умирают домашние животные, и этот опыт не делает
его более ранимым или более жестоким. Просто он раньше учится
сочувствовать и переносить горе, заботиться, беречь и быть
ответственным.
Не нужно делать попыток обесценить потерю, говоря:
«Не плачь, я тебе другого куплю». Не стоит запрещать ребенку горевать,
аргументируя это тем, что умерла всего лишь рыбка (птичка, мышка).
Помните, ребенок имеет полное право на свое собственное переживание! И
наоборот, пусть вам даже кажется, что ваш малыш недостаточно горюет о
четвероногом друге, не пытайтесь его разжалобить. Вполне вероятно, что у
него существует собственная модель того, что произошло. Так, один мой
знакомый мальчик рассказывал, что в пять лет сам придумал идеальный
потусторонний мир, в который попал его барбос. Он говорил, что ему не
было жаль собаку. По он не вырос жестокосердным. Уже в десять лет в
аналогичной ситуации он переживал достаточно сильно.
ВНИМАНИЕ!Влюбом случае в ситуации потери
животного родителям следует быть особенно внимательными к ребенку,
стараться понять, что же именно он чувствует, как представляет себе
происшедшее событие.
Психологи занимались изучением основных причин
нарушения душевного равновесия и отрицательных переживаний у детей.
Поскольку мышление у ребенка более конкретное, чем у взрослого, они не
стали проводить прямой опрос детей, а попросили их вспомнить неприятные
жизненные ситуации, вызывающие или когда-то вызвавшие у них состояние
напряжения, нарисовать эти ситуации и дать им название. В исследовании
приняли участие 238 школьников от 7 до 11 лет, учащиеся 1—5 классов школ
Санкт-Петербурга. Анализ рисунков «Неприятные ситуации» позволил
выделить наиболее характерные из них. Для наглядности данные
представлены в виде таблицы.
Таблица: «Причины нарушения душевного равновесия у детей. Как и от чего защищаются наши дети?» Как видите, результаты опроса показали, что
проблемы, связанные с четвероногим другом, занимают первое место среди
причин, вызывающих у детей сильные переживания. Интересным оказался
также тот факт, что в рисунках девочек проблемы с животными встречались в
2 раза чаще, чем в рисунках мальчиков.
Животные — верные друзья детей. С такими друзьями
можно играть, делиться горем и радостью, доверять самые сокровенные
тайны. Друг" скрасит одиночество, успокоит в трудную минуту и всегда
будет с тобой.
Животные — это защита детей, и реальная, и
психологическая. Они не говорят словами, поэтому от них ребенок никогда
не услышит, что он «неряха», «неумеха» или «растяпа». Зато своему
питомцу можно,высказать все, даже отругать и наказать.
Для многих детей, особенно для девочек, животное —
это тот ребенок, за которым можно ухаживать, которого можно растить и
воспитывать. Обнимая и прижимая к себе собак и кошек, дети также
удовлетворяют свою потребность в привязанности и ласке.
Болезнь, потерю и смерть любимых животных ребенок
переносит тяжело. Если родители и другие взрослые люди смогут поддержать
его в эту минуту, разделят с ним горе, помогут вылечить, найти любимого
друга или сохранить его образ в памяти — ребенку много легче будет
пережить эту трудную для него ситуацию. Только поймите правильно — нужно
помочь пережить, а не оградить ребенка от переживаний, потому что такой
опыт очень ценен для полноценного становления личности, он просто
необходим, ибо в дальнейшем ребенок еще неоднократно будет сталкиваться с
болью потерь.
И одно замечание. Некоторые родители полагают, что,
выбирая для ребенка животное размером поменьше, они возлагают на себя
меньшую ответственность, да и горе в случае потери тоже будет
«малогабаритным». Это не так. Для ребенка размер вряд ли имеет
какое-нибудь значение, ведь если ваш малыш мечтает о питомце, то, скорее
всего, он от всей души полюбит своего нового друга — неважно, большого
или маленького. |