Друг познается не только в горе, но и
в радости. Скажу больше, искренне порадоваться успехам другого бывает
тяжелее, чем проявить сочувствие. Не случайно христианский мыслитель
Василий Великий говорил: «Многие из нас плачут с плачущими, но многие ли
радуются с радующимися?»
Младенец рождается с готовностью к радости
и сорадости (да-да, оказывается, есть и такое слово!), страдания он
старается избегать, большей частью просто не замечать. По мере
взросления картина меняется: с 5–6 лет отзывчивость детей к беде другого возрастает, а вот способность радоваться за другого резко падает.
К 10 годам о способности радоваться успехам других уже, увы, говорить
вообще не приходится! Почему она исчезает? Куда она исчезает? Многие
специалисты считают, что уход сорадости связан прежде всего с нашей
системой воспитания. Спорить тут трудно, скорее всего так оно и есть.
Что происходит потом, после того как
сорадость исчезает? Как вы понимаете, свято место пусто не бывает.
Антитезой сорадости является зависть.
И философы, и психологи сходятся в том,
что зависть связана с отсутствием удовлетворенности собой, ощущением
собственной несостоятельности. Это и приводит к скрытому соперничеству.
Как отметил в своем словаре Владимир Даль, «завидовать – это болеть
чужим здоровьем». Вот так!
Зависть знакома многим людям, но не каждый
признается в этом чувстве. Испытывать зависть стыдно, и это интуитивно
понимают даже маленькие дети. Ребенку надо объяснить, что зависть – это часть человеческой природы. Сильный человек – не тот, кто говорит «я никогда не завидовал», а тот, кто смог укротить «строптивую».
Теперь давайте посмотрим, что могут сделать родители, заметив у своего ребенка зависть к другим.
• Главное – любить малыша, показывать ему свою «безусловную» любовь (см. главу 1).
• Не сравнивать своего ребенка с другими. Мы уже с вами говорили, что сравнивать его можно только с ним самим, с тем, каким он сам был вчера или позавчера.
• Объяснить своему воспитаннику, что он сам должен стараться не сравнивать себя с другими. Тут вам на помощь могут прийти сказки, притчи.
Можете, к примеру, рассказать ему такую
притчу. Ученик пришел к своему учителю и пожаловался, что он хуже своих
друзей, он не такой, как другие, и поэтому не чувствует себя счастливым,
завидует другим. Учитель молча выслушал его и затем вывел в ночной сад.
«Посмотри, – сказал он, – вот яблоня, вот куст розы, вот сосна. Кто из
них лучше, а кто хуже? Они все хороши, каждый по-своему. Так и люди
хороши каждый по своему, кто-то из них как роза, кто-то из них как
сосна, а кто-то – как яблоня. Так стоит ли горевать, что яблоня не роза,
а сосна не яблоня?»
Ваша задача – максимально подвести ребенка
к мысли, что нельзя сравнивать себя с другими. У каждого свой путь,
своя история, свои уроки жизни.
• Учить сорадоваться, поддерживать, хвалить друзей.
Подскажите ребенку, что похвала является эффективным методом общения с
окружающими. Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы
от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников. Что
отсюда вытекает? Научите ребенка хвалить других.
На самом деле это не так просто, как
кажется на первый взгляд. Дети если и хвалят, то делают это в общем, у
них нет никаких конкретных замечаний. Постепенно обращайте внимание
ребенка на конкретные действия окружающих, на их качества. Это первое правило похвалы.
Второе правило – похвала должна быть искренней. Произнося комплимент, сам говорящий должен себя чувствовать комфортно.
Параллельно с умением делать комплименты необходимо развивать способность принимать комплименты.
Спросите своего малыша, что он говорит или делает, когда слышит похвалу
или комплимент в свой адрес? (Заодно и за собой понаблюдайте. ☺) Сильно
не удивляйтесь, если выяснится, что спокойное «спасибо» и то дается ему
непросто.
Помогите ему придумать фразы, которыми
можно отвечать на похвалы и комплименты. Например, «Рад, что ты
заметил», «Мне приятно это слышать», «Я знаю об этом. Спасибо» (правда,
на такой ответ не каждый решится ☺).
• Предложите вашему ребенку понаблюдать за социально успешным одноклассником. Наверняка он заметит, что тот хвалит других легко и охотно, не скупится на комплименты, радуется победам друзей.
• Расскажите ребенку о зависти (ниже я вам предлагаю рыбу, трафарет, который вы можете изменить в зависимости от возраста ребенка и его особенностей).
«Завидовать тяжело. Это чувство прежде
всего направлено против того, в чьей душе оно появилось. Зависть может
сжечь, испепелить человека. Но то, что ты испытываешь это чувство,
лишний раз подтверждает, что ты человек и ничто человеческое тебе не
чуждо. ☺ Главное, не лелеять этого змия, а постараться побороть его.
Если ты сумеешь это сделать, ты с гордостью можешь сказать: «Я сильный!»
Как распознать зависть? Ведь иногда она очень хорошо маскируется! Если
по непонятным причинам тебя раздражает какой-то человек, ты чувствуешь
дискомфорт в его присутствии, ты не можешь спокойно слушать рассказы о
его жизни, успехах, то знай, это и есть зависть! После того как ты
признаешься себе, что завидуешь, считай, полдела сделано. Парадоксально,
но факт остается фактом: все наши темные стороны начнут исчезать только
тогда, когда мы признаем, что они есть».
После того как «диагноз» поставлен, беритесь за лечение. Рецепты этого «лечения» приведены ниже. Удачи!
Упражнения1. Я рад за тебя (1—5-й)
Дети садятся в кружок. Считалочкой они
определяют, кто начинает игру. Первый игрок получает флажок и обращается
к кому-либо из круга. Он говорит: «Я рад за тебя» – и добавляет имя,
например, Маша. Маша
в ответ спрашивает: «Почему?» – и тогда игрок говорит о своих
наблюдениях: «Потому что сегодня ты была такая находчивая, быстро нашла
тайник». С этими словами он передает Маше флажок. Теперь ее очередь за
кого-нибудь из круга порадоваться. Игра продолжается, пока каждый не
подержит флажок. В игре работает ограничение: за одного человека
порадоваться можно только один раз.
2. Реклама (5—9-й)
Имена всех детей пишутся на листочке и
складываются в коробку. Каждый вытаскивает имя одноклассника, о котором
он будет составлять рекламное объявление. Меняться именами нельзя,
реклама составляется независимо от симпатий и антипатий. Перед тем как
пишется текст, дается время (3–4 дня) для сбора информации, наблюдения
за объектом.
Упражнение развивает способность находить в каждом человеке хорошее, выражать свое восхищение.
3. Поделись секретом (4—7-й)
Дети разбиваются на две команды. Ведущий
говорит ребятам из первой команды: «Нам часто кажется, что другие умеют
делать что-то лучше, чем мы. Мы начинаем завидовать этому человеку, нам
кажется, что все лучшее – у него, а мы сами неудачники, у нас так хорошо
никогда не получится. Давайте попробуем укротить нашу зависть, поменяем
ей цвет, из черной сделаем ее белой. Выберите себе в пару того, кто
что-то умеет делать лучше, чем вы».
Дети выбирают себе напарника из второй команды и просят научить их тому, что тот хорошо умеет делать.
На беседу в парах отводится 15 минут
(время можно менять в зависимости от возраста ребят). После обсуждения в
парах команды меняются местами.
В семье эту игру можно провести как ролевую: родитель играет того товарища, которому завидует ребенок.
4. Комплименты (2—9-й)
Каждый день выбирается ребенок, которому в
течение дня все будут делать комплименты. Избранник рисует свой
автопортрет (приносит из дома фотографию) и прикрепляет его на стенд.
Все остальные дети получают карточки, на которых пишут комплименты герою
дня. В конце дня все карточки прикрепляют к портрету. Очень важно, чтобы героем дня побывал каждый ребенок в классе.
5. Круглый стол (10—11-й)
Это упражнение является адаптацией техники, предложенной еще во II веке до н. э. основателем йоги Патанджали.
Ребята удобно располагаются и прикрывают
глаза. Ведущий обращается к каждому из них со словами: «Корень зависти
находится в ощущении, что тебе чего-то не хватает, поэтому лучшим
противоядием от нее является ощущение изобилия и внутренней полноты.
Представь себя и того человека, которому
завидуешь, сидящими за круглым столом. Пристально посмотри на него.
Пожелай ему, чтобы то качество, которому ты завидуешь, проявилось еще
ярче. Например, ты завидуешь, что твой одноклассник очень популярен.
Мысленно попроси всех ценить его еще больше.
После подумай о том, что ты желаешь себе, и
все это предложи тому, кому завидуешь. Странно, но те пожелания,
которые мы адресуем окружающим, в конце концов возвращаются и к нам.
Когда мы предлагаем другим то, что желаем самим себе, мы привлекаем это и
в свою жизнь».
Это упражнение эффективно, если его проводить как медитацию. При этом важно помнить два момента.
1. Нужно представить человека и то его
качество, которому завидуешь, под лампой или в свете луча. Постепенно
яркость освещения увеличивается, качество проявляется в наибольшей
степени.
2. Представив то, что желаешь себе, нужно
подарить все эти богатства человеку, которому завидуешь (оказывается,
ему есть что желать, а тебе есть что дать ему).
Коротко о главном
• Взрослому надо помнить, что с 5–6 лет
отзывчивость детей к беде товарища возрастает, а вот способность
радоваться за него резко падает.
• Ребенку необходимо объяснить, что
зависть – это часть человеческой природы. Главное, не лелеять ее, а
постараться побороть. Если он сумеет это сделать, то он с гордостью
сможет сказать о себе: «Я сильный!»
• Задача взрослого – подвести ребенка к
мысли, что нельзя сравнивать себя с другими. У каждого свой путь, своя
история, свои уроки жизни.
• Научите ребенка хвалить других, говорить
людям комплименты. Пусть он понаблюдает за социально успешным
одноклассником, который наверняка делает это легко и охотно.
• Параллельно с умением говорить комплименты необходимо учиться и принимать их.
• Причина зависти кроется в ощущении, что
тебе чего-то не хватает. Лучшее противоядие – уверенность в том, что у
тебя тоже есть то, чего не хватает другим, и ты можешь этим поделиться.
|