Дети-индиго считаются особо одаренными, творческими и
интеллектуально развитыми. Им присуща ярко выраженная индивидуальность, а все пять чувств у них развиты особенно сильно.
Кроме того, они обладают прекрасной интуицией и, естественно, способны любить
сами и давать другим больше любви. Но их положительные качества окружающие
нередко не замечают, так как дети-индиго
трудно управляемы и признают авторитет взрослых лишь тогда, когда те
дают им разумные объяснения своих требований или же предоставляют возможность
выбора. В общем и целом, это прекрасные
качества, даже если их ошибочно считают негативными - ведь что это за
ребенок, который делает только то, что ему
говорят, ни о чем не спрашивая при
этом?
Но как раз в этом позитивном, уже почти совершенном
мировоззрении детей-индиго может быть скрыта
проблема: родители легко поддаются соблазну переоценивать своего ребенка и воспринимать его исключительно как индиго.
Может так случиться,
что родители окажутся слишком
требовательными к своему ребенку, поскольку очень многого от него
ожидают. А переоценка, как и повышенные требования, оказывает на детей колоссальное
давление. Так как они знают, что родители
ждут от них большего, они в большинстве
случаев, конечно же, пытаются оправдать эти ожидания. Но если им это не удается, с одной стороны, дети могут разочароваться
в самих себе, а с другой стороны, родителей также постигнет разочарование, что
неминуемо повлечет за собой утрату или, по крайней мере, значительное снижение
самооценки ребенка. Многим детям становится невмоготу выдерживать груз
возложенных на них ожиданий, и они пытаются самоутвердиться любым путем. В худшем случае дети или подростки делают это,
употребляя наркотики, либо целенаправленно ищут различные поводы для
доказательства своей отваги и мужества, а также того, что они способны на великие достижения.
Другая проблема
концепции индиго заключается в том, что
на детей с отклонениями в поведении могут навесить какой-то новый «ярлык». Этим
детям станут приписывать такие качества,
которыми они, возможно, и не обладают, вместо того чтобы рассматривать каждого ребенка отдельно, в его исключительности. Такую опасность не следует
исключать, поскольку мы, люди, склонны
раскладывать по различным «полочкам»
как свои, так и чужие качества, или «навешивать ярлыки», ведь это значительно упрощает жизнь.
«Ярлык» - это не решение
проблемы
Но если мы все-таки
навешиваем на человека один из ярлыков, это означает, что его поведение нами так или иначе оценивается, и самому
человеку будет достаточно трудно разубедить нас в нашей оценке. В случае с
детьми-индиго это может означать только одно: мы видим их «в розовом свете»,
иными словами, просто переоцениваем.
Другая опасность
концепции индиго заключается в том, что
нежелательное поведение так называемых индиго, вызванное общей позитивной оценкой их качеств, терпят
вопреки здравому смыслу. Родители так увлечены этой концепцией, что стараются
не затрагивать тему отклонений в поведении. В худшем случае они целиком
подчиняют свою жизнь удовлетворению желаний
ребенка - ведь недаром в эзотерических кругах
индиго считают теми, кто приносит мир в нашу жизнь, и кто в состоянии изменить ее к лучшему.
Вывод
Для детей с отклонениями в поведении концепция
индиго, разумеется, во многих
отношениях оправдана. Она дает возможность принимать ребенка и составлять о нем
позитивное мнение, помогает родителям
преодолевать трудности и показывает
ребенку, что близкие ему люди всегда на его стороне, несмотря на любое негативное отношение окружающих.
Однако родителям следует воздерживаться от
переоценки своего ребенка и от попустительства. Одновременно им следует выбрать
такую манеру поведения, чтобы справляться с трудностями, которые влечет за
собой совместная жизнь с ребенком, не
похожим на других. К примеру, родители должны предложить ребенку сильное
руководство, подсказывать, как тому
лучше себя вести в определенных ситуациях. Необходимо также устанавливать некие границы дозволенного, чтобы
ребенок знал, как далеко он может зайти.
Рекомендации для общения с «трудными» детьми
Жизнь с
ребенком-индиго, разумеется, во многих отношениях очень сложна. Ведь ребенок всюду лезет, все его постоянно ругают, так
как он не соответствует «норме», и в родительском
доме он является источником многих проблем. Следующие рекомендации для
родителей должны способствовать тому, чтобы
облегчить совместную жизнь как родителям, так и детям. Разумеется, эти
советы также подходят и для детей с диагнозом
синдром гиперактивности и дефицита
внимания», хотя родители таких детей часто относятся к концепции индиго весьма
скептически. |