Четверг, 25.04.2024, 11:03
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
РЕБЕНОК БЕЗ ПРОБЛЕМ. СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ [66]
КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ [12]
РЕЦЕПТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ [76]
КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ? РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-5 ЛЕТ [22]
МЕТОД МОНТЕССОРИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА [6]
ВОСПИТЫВАЕМ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА [29]
НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК. ГИПЕРАКТИВНЫЙ ИЛИ СВЕРХОДАРЕННЫЙ? [16]
УЧИМ ДЕТЕЙ ЗАПОМИНАТЬ [16]
ПРАВИЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-х ЛЕТ [26]
ПРИУЧЕНИЕ РЕБЕНКА К ГОРШКУ [14]
СЦЕНАРИИ ПО СКАЗКАМ [24]
СЦЕНАРИИ КУКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ [49]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2013 » Январь » 17 » Учим дошкольников обобщать предметы
13:48
Учим дошкольников обобщать предметы
Дальнейшей задачей педагога является научить ребенка находить те общие признаки, по которым предметы могут быть отнесены к одной группе, т. е. научить их операциям самостоятельного обобщения и обозначения. При этом ребенок опять-таки должен уметь анализировать каждый единичный объект, соотносить его с другими предметами, устанавливая наличие или отсутствие общих признаков, выделить и обозначить словом общие существенные признаки и на этой основе произвести обобщение. В процессе этой умственной работы ребенок вспоминает известные ему родовые названия и находит такое, в котором отражены именно те общие признаки, которые имеются в той или иной группе предметов.

Как отмечалось выше, дети могут осуществлять обобщение предметов на основании своего практически-чувственного опыта, не осознавая, почему они объединили предметы в одну группу. Поэтому, обучая детей обобщению, нужно приучать их употреблять слова, обозначающие обобщенные понятия.

Операции обобщения и обозначения развиваются у дошкольников в различных видах деятельности. Мы остановимся здесь лишь на характеристике некоторых дидактических игр и занятий, которые могут проводиться специально с целью формирования у детей указанных операций.

Вначале полезно упражнять детей в действии с предметами. Можно предложить такие варианты дидактических игр: «Найди, что подходит», «Дай, что подходит», игра в «Четвертый лишний», «Узнай, что в мешочке», «Угадай, что в мешочке», «Назови одним словом», «Наведи порядок» и др.

В игре «Найди, что подходит» перед ребенком лежат три-четыре однородных предмета, например тарелка, чашка, ложка. Несколько поодаль лежат два других предмета, один из которых относится по значению к уже названной группе, например блюдце и ботинок. Ребенку предлагается присоединить к группе то, что подходит, и затем объяснить, почему подходит именно этот предмет, а не другой.

Игра «Дай, что подходит» заключается в следующем: перед ребенком в один ряд лежат четыре предмета, два из которых относятся к одной группе предметов а два - к другой. Например, на столе находятся шапка, варежки, огурец и лук. Воспитатель держит в руках морковку и предлагает ребенку выбрать из разложенных на столе предметов и дать ему те, которые подходят к морковке. Как и в предыдущей игре, выясняется, почему подходят одни предметы и не подходят другие («и морковку, и лук, и огурец можно есть, это овощи, они в огороде растут, а шапка и варежки - это одежда»). Если вначале пары предметов кладутся воспитателем рядом, то затем предметы разных групп располагаются вперемешку. Усложнение игры может осуществляться также за счет увеличения количества предметов, из которых нужно сделать выбор.

В игре «Четвертый лишний» из четырех предметов, лежащих перед ребенком, три относятся к одной группе, например грузовик, легковая машина и самосвал, а один предмет, например пирамидка, не входит в понятие «машины». Ребенку говорят: «Один предмет здесь лишний, найди его и отложи в сторону». После того как ребенок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались. Если ребенку предлагают большее количество предметов, то игра может называться «Убери лишний».

Дошкольник может осуществлять ситуативные обобщения. Если ему предложить, например, такие предметы, как зайца, белку, зубную щетку и медведя, то он может объединить белку и зубную щетку, объясняя это тем, что у белочки болят зубы, потому что она их не чистит, и ей надо дать зубную щетку, чтобы она чистила зубы, и тогда они больше не будут у нее болеть (о том, что у белочки болят зубы, ребенок мог узнать из недавно услышанной сказки «Белочкино горе»). Поэтому подбирать материал следует с таким расчетом, чтобы было меньше возможностей для ситуативных обобщений.

В играх с «Чудесным мешочком», «Угадай, что в мешочке» в мешочек помещаются предметы какой-либо группы (или овощи, или игрушки, или машины, или животные и пр.). Вначале воспитатель поясняет детям (затем можно обходиться и без такого предварительного пояснения): «У нас в чудесном мешочке лежит то, что мы едим. Что же это такое? Как это одним словом называется?» Своим вопросом воспитатель вносит элемент загадочности, занимательности. Затем вызывает ребенка, он достает один предмет за другим, называет каждый из них и дает группе обобщающее название. Или дети вызываются по очереди, и каждый достает лишь один предмет, в остальном игра протекает таким же образом.

В игре «Угадай, что в мешочке» узнавание каждого предмета производится на ощупь, после этого дети угадывают, как называется группа.

Игра «Назови одним словом» по содержанию аналогична предыдущей, только здесь дети сами не создают группу, практически не действуют, а называют обобщающим словом уже готовую совокупность однородных предметов. Эта игра рекомендуется детям с целью употребления и усвоения ими обобщенных названий, и ее следует использовать наряду с теми играми, в которых ребенок сам практически образует группу однородных предметов.

В игре «Наведи порядок» предметы различных групп (вначале двух) располагаются хаотически. Ребенку предлагается навести порядок, т. е. положить вместе однородные предметы. Воспитатель поясняет детям: «Если бы у тебя были здесь курица, цыпленок и петух, ты бы их вместе положил, потому что это домашние птицы». Здесь ребенок производит не только обобщение, но и классификацию как более сложную мыслительную операцию. Он объединяет предметы в одну группу на основе общего признака и распределяет предметы на группы в зависимости от различий между ними.

Подобные игры можно проводить с картинками. При этом возникает возможность использовать материал значительно большего количества групп.

Помимо указанных выше игр, для развития у детей навыков обобщения и классификации могут быть использованы и другие игры с картинками, описанные в литературе. Так, в игре «Парные картинки» (автор Н. А. Ушакова) дети рассматривают лежащие на столе картинки и называют изображенные на них предметы. Затем они подбирают их парами по сходству признаков (ведро и кувшин, куклу и матрешку и т. д.). Для детей эту игру целесообразно назвать «Подбери пару». Ее можно усложнить, поставив в конце игры новую задачу: «Отгадай, что это?» или «Назови одним словом». Здесь дети должны дать образованным парам картинок обобщающие названия.

В игре «Найди и принеси» (с парными картинками) ребенок по картинке, которая у него в руке, разыскивает и приносит подобную. Можно проводить другой вариант игры с тем же названием.

На столе, стоящем невдалеке от воспитателя, вперемешку разложены картинки разных групп. Ребенку дается одна картинка, и он должен по ней найти и принести воспитателю остальные картинки той же группы (3-4-5 картинок). Зная количество элементов в группе, педагог может легко проконтролировать ребенка. Перед остальными детьми ставится задача посмотреть, хороший ли Петя разведчик (эту игру можно назвать по другому - «Разведчики»), найдет ли он все, что нужно. После того как картинки данной группы принесены, их показывают детям или выставляют на наборном полотне или фланелеграфе, и дети дают название группе (или это задание дается ребенку, принесшему картинки).

Можно предложить игру «Не ошибись». Для нее подбираются различные картинки. В группе должно быть столько картинок, сколько детей принимают участие в игре. Каждый ребенок получает по одной карточке из каждой группы. Предположим, в игру включены картинки с нарисованными на них насекомыми, одеждой, мебелью, игрушками, овощами и посудой. Следовательно, у каждого из играющих должно быть по шести карточек. Один из детей открывает любую карточку, и каждый ребенок по очереди выкладывает ту картинку, которая подходит к первой (например, образуется группа «одежда»). После того как положена последняя картинка данной группы, следующий ребенок дает ей обобщающее название и выкладывает любую из своих карточек. Далее образуется следующая группа картинок, называется родовым словом и т. д. Ребенок, который положил ошибочно неподходящую карточку или не сумел назвать группу, платит фант.

С этим же материалом можно проводить игру «Не зевай». Карточки перемешивают и раздают детям поровну. При этом у одного ребенка может оказаться несколько картинок данной группы, а у другого - ни одной. Кроме картинок, каждый ребенок получает одинаковое количество фишек для уплаты штрафа. Один ребенок открывает карточку, другие дети по очереди выкладывают картинки, образуют группу однородных предметов и называют ее, как и в предыдущей игре. Разница заключается в том, что тот ребенок, у которого не оказалось картинки и соответствующей группы или он ее не нашел, платит штраф. Выигрывают те дети, у которых осталось больше фишек.

Интересна с точки зрения упражнения детей в операции обобщения игра «Подбери» (автор А. Стольникова). «Ведущий отбирает комплекты карточек по количеству участников игры. Затем, показывая играющим карточки (по одной), предлагает назвать изображенные на них предметы. Если играющий правильно назвал предмет, растение или животное, ведущий отдает ему эту картинку, говоря при этом, к какой группе она относится. Например, играющий назвал изображенный на карточке предмет - стол. Ведущий передает ему эту карточку и говорит: «Стол - это мебель».

Когда играющие запомнят, к какой группе относятся те или иные предметы, можно приступить к игре. Карточки раздают всем участникам игры поровну. Играющие должны рассмотреть свои карточки и решить, какую группу предметов они будут собирать: растения, животных, мебель и т. д. (собирать следует тот комплект карточек, которых у играющего больше).

После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (по одной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющие не видели, что изображено на карточках.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из играющих не соберет шесть карточек одной группы, например, все овощи: капусту, огурцы, свеклу, морковь и редиску».

Для обучения детей классификации можно рекомендовать игру «Кто быстрее разделит на группы». Материалом игры служат наборы картинок разных групп. Ведущий перемешивает карточки и раздает их детям поровну лицевой стороной вниз. После того как все карточки розданы участникам игры, ведущий говорит: «Начинай - не зевай». После этих слов дети переворачивают карточки и, объединяя одинаковые по содержанию, распределяют их по группам. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

При проведении этой игры нужно учитывать, что у детей оказывается неодинаковое количество картинок разных групп, о чем детей следует предупредить в начале игры.

Выше подчеркивалась необходимость овладения детьми обобщенными названиями для осуществления действия классификации (тем более это необходимо для использования классификации в целях запоминания). Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель и др., но не употреблять их в своей речи.

Выше указывалось, что наиболее трудными оказываются для детей такие обобщающие слова, как насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие. Для овладения родовыми названиями детям недостаточно слышать, даже неоднократно воспринимать эти слова. Необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению родовых названий, для чего можно проводить разнообразные игры.

Материалом игры «Что это и к нему относится?» являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек лежит около воспитателя. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все картинки разобраны.

Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточки одну за другой, воспитатель спрашивает у детей: «Что это?». Затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты... Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко - к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.

Варьируя наборы картинок, воспитатель упражняет детей в действии классификации и в самостоятельном употреблении различных обобщающих слов.

С этой же целью рекомендуется игра «Кому что нужно». Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество картинок. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные карточки находятся у воспитателя. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, деревьев, цветов, насекомых и пр.). Ребенок должен собирать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Воспитатель (ведущий), беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?». Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» - и получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий штрафует его, забирая себе одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего картинок.

Дидактическая игра «Раздели на группы. Что это». описанная Л. Р. Голубевой, преследует те же цели, что и игры, предложенные нами, однако она проводится с каждым ребенком индивидуально. Рассматривая предложенные картинки, ребенок должен называть единичный предмет и относить его к соответствующей общей группе, используя образец. Например, «шапка - одежда, кукла - игрушка» и т. д.

В последних трех описанных играх дети относят единичное к общему без практического действия раскладывания. Следовательно, здесь классификация осуществляется детьми уже на более высоком уровне, в форме речевого действия.

Категория: УЧИМ ДЕТЕЙ ЗАПОМИНАТЬ | Просмотров: 5558 | Добавил: admin | Теги: Бронепалубный крейсер 1-го ранга Ди, видео, Wozrożdenije ТV, Саундтреки Форсаж (2009), Southside US, виртуальное казино, скачать музыку Максим, Бумажное Моделирование 148 | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика