Пятилетние дети способны овладеть классификацией не только как
познавательным действием, но и как способом произвольного запоминания.
Об этом говорят следующие факты. У детей среднего дошкольного
возраста по сравнению с младшими дошкольниками все более отчетливо по
мере обучения проявляется направленность на запоминание и
воспроизведение. Это стремление запомнить — вспомнить иногда отчетливо
выражается в высказываниях детей: «Все запомню», — говорит Люба К. (5
л.), прежде чем приступить к классификации. «Сегодня постарался
запомнить», — сообщает Саша С. (5 л. 3 мес.) после того, как он
правильно воспроизвел все 12 картинок.
Многие дети среднего дошкольного возраста осознают неполноту своего
воспроизведения. При этом они нередко настойчиво пытаются вспомнить
забытое, отказываются вспоминать картинки другой группы, пока не
припомнят содержания предыдущей, иногда просят помочь им. Это говорит о
том, что дети среднего дошкольного возраста уже в состоянии ставить
перед собой цель запомнить — припомнить. Умение принимать и сохранять
задачу на запоминание развивается у детей в процессе овладения ими
классификацией по мере того, как они учатся использовать названия групп
как опорных пунктов при запоминании и воспроизведении. Однако следует
учитывать, что детей нужно обучать не только классификации как
познавательному действию, но и использованию ее в целях запоминания. В
связи с этим третий этап, этап формирования классификации как
умственного действия, складывается из двух ступеней. На первой ступени
деятельность детей организуется и направляется извне. Сначала ребенка
просят назвать, какие имеющиеся в материале группы картинок он будет
запоминать. После этого он должен назвать ту группу, которую будет
запоминать первой, и перечислить все входящие в нее картинки. Так
последовательно, под постоянным контролем взрослого проходит выделение и
комплектование одной группы за другой. На второй ступени дети
упражнялись в самостоятельном осуществлении классификации в уме. Обучение детей классификации как способу запоминания можно
осуществлять следующим образом. Сначала дети должны овладеть
классификацией как познавательным действием: на первом этапе их следует
обучать классификации как практическому действию, на втором — как
речевому, на третьем этапе дети уже в состоянии овладеть классификацией в
форме умственного действия.
Саша С. (5 л. 3 мес.) легко и быстро осуществляет классификацию с
опережающим обобщением, причем обнаруживает довольно высокую степень
освоения действия. На заданный ему вначале вопрос, какие группы он будет
здесь запоминать, Саша отвечает: «Птицы...» — «А еще?» — «Обед...» — «А
еще?» — «Игранье» (музыкальные инструменты), «обуваться» (обувь). После
окончания классификации ребенок, побуждаемый вопросом воспитателя,
вспоминает названия групп: «Птицы. Обувь была, и музыкальные инструменты
были... Обувь, музыкальные инструменты... и обед. Запомнил».
Воспроизводит Саша легко и самостоятельно: «Галоши, ботинки и сапожки;
пианино, дудочка и гармошка; сыр, колбаса и хлеб». — «Все?» — «Еще одна
группа: сова, дятел и воробей. Сегодня постарался запомнить».
Процесс запоминания 15 картинок у Любы К. (5 л.) проходит следующим
образом. «Все запомню», — заявляет Люба, выслушав инструкцию. «Какие
группы ты будешь здесь запоминать?» — «Цветки... животные, одежду,
машины и кушанье». — «Какую ты первую группу запомнишь?» — «Ромашки». —
«А группу?» — «Цветы». — «Какие?..» — «Ромашку, одуванчик, ландыш». —
«Какую группу запомнила?» — «Цветы». — «Какую следующую группу
запомнишь?» — «Животных». — «Каких?» — «Поросенок, корова, кошка». —
«Какую группу запомнила?» — «Животных». — «Какую следующую?..» —
«Одежда, кушанье и машины. Раз, два, три», — указывает девочка на
лежащие перед ней картинки. Затем правильно называет и комплектует
каждую из оставшихся групп. «Какие группы ты запомнила?» — «Одежду,
машины, кушанье и животных... и одежду». — «Это ты уже сказала... Там,
где одуванчик...» — «И цветочки: одуванчик, ландыш и ромашки», —
воспроизводит девочка картинки по группам. «Кран, грузовик и троллейбус;
сахар, молоко, булка. Все?» — «Нет». — «Чулки, трусики, кофта. Теперь
все?» — «Нет». — «Что еще?.. А что здесь?» — спрашивает Люба, показывая
на картинку с изображением коровы. «Ты про картинки этой группы еще не
рассказывала». — «Я забыла...» — «Животные». — «Корова, поросенок,
кошка». По мере обучения дети все более отчетливо осознают необходимость
классификации материала для его запоминания, возрастают легкость и
свобода в оперировании группами. Несмотря на то что им предлагался для
запоминания материал, содержащий в себе большее количество групп, чем
раньше, дети среднего дошкольного возраста успешно запоминали в процессе
классификации названия групп.
Однако запоминание, названий групп вначале часто оказывалось
непрочным, и в процессе воспроизведения дети порой не в состоянии
самостоятельно вспомнить все группы. По мере же обучения они все
успешнее вспоминают материал по группам, заметно возрастает их
готовность к воспроизведению.
Могут ли дети среднего дошкольного возраста осуществлять
классификацию и использовать ее в целях запоминания в новых для них
условиях?
Анализ занятия с таблицей позволяет положительно ответить на этот
вопрос. Напомним, что в этом случае детям надо было запомнить 26
различных предметов, которые могли быть объединены в 6 групп. Детям
предлагалось молча рассмотреть материал и запомнить картинки по группам.
Оказывается, что без специального обучения пятилетние дети не в
состоянии справиться с задачей действовать про себя, молча. Даже после
неоднократного напоминания — не рассказывать, а посмотреть — некоторые
дети, знакомясь с материалом, вслух называли одну картинку за другой.
Рассмотрим, как осуществляется детьми группировка материала в
условиях предоставленной им свободы и самостоятельности выполнения
действия, когда их деятельность в процессе занятия с таблицей не
организуется воспитателем.
Люба К. (5 л.), выслушав указания воспитателя: «Смотри и запоминай по
группам» — сразу же, без труда, выделила имеющиеся в материале группы:
«Игрушки, еда (овощи), одежда и посуда, и... и мебель. И... лиса, еж.
Сперва я зверей буду запоминать, а то я так забываю очень. Лиса,
лягушка, белка, заяц. Волчок, пирамидка, мячик, кубики». — «Больше здесь
ничего нет из игрушек?» — «Нет. Теперь буду мебель: диван, стол, стул,
табуретка. Капуста, редиска, репка, капуста». — «Больше ничего нет?» —
«Носки, варежки, пальто... платьице. А зверей я назвала?» После
утвердительного ответа воспитателя девочка вспоминает картинки другой
группы: «Ведро, чайник, чашечка и кастрюлька... и таз». Люба совершенно
самостоятельно применила к новому материалу известный ей способ
запоминания и произвела группировку материала. Две картинки все же были
девочкой забыты. Вспомнила Люба 16 картинок из 26, причем
воспроизведение осуществлялось по группам. Успешно запомнили изображенные на таблице предметы и те дети, которые
не называли групп во время классификации. Например, Сережа М. (5 л. 4
мес.) сначала перечислил всех животных, затем игрушки, мебель, посуду,
одежду и овощи. Этот ребенок запомнил 18 картинок, из них 16 воспроизвел
самостоятельно. По сравнению с исходными данными его запоминание
возросло более чем в 4 раза (на первом занятии Сережа запомнил всего
лишь 4 картинки из 12). Оказывается, что и в тех случаях, когда дети не
давали вслух названия группам, они выделяли и осознавали их, и название
группы как бы присутствовало у них в процессе классификации.
На занятии с таблицей вскрылись и трудности, испытываемые детьми. Не
только первоначальное знакомство с материалом, но и комплектование групп
дети не умели выполнить про себя, молча. Иногда они не понимали того,
что значит выполнить действие про себя. Так, Миша С. (5 л. 4 мес),
выслушав задание, спрашивает: «Про себя? Вам не говорить?» Затем
перечисляет вслух группу животных. «А ты про себя находи группы», —
говорит ему воспитатель. «А я про себя», — отвечает Миша и продолжает
все-таки называть картинки вслух.
Без направляющей помощи воспитателя в процессе запоминания ребенок
среднего дошкольного возраста испытывает трудности и в использовании
групп при воспроизведении. Лишь некоторые дети самостоятельно
воспроизводят картинки по группам, остальные же более или менее успешно
используют группировку лишь после указания педагога.
Сережа П. (4 г. 11 мес.) при воспроизведении называет картинки из
разных групп: «Чайник, лягушка, пальто». Но после напоминания о
необходимости вспомнить картинки по группам он воспроизводит уже
следующим образом: «Пальто, платье и носочки. Белка, лиса и заяц. Диван,
стульчик, табуретка и стол. Кубики, пирамидка» и т. д. Сережа вспомнил
17 картинок, из которых 15 он назвал самостоятельно.
Следовательно, возникает необходимость в специальном обучении детей
самостоятельному выполнению действий про себя, в уме, а также упражнений
в использовании групп при воспроизведении. Перед тем как выполнить то или иное упражнение, воспитатель
направляет детей на решение задачи: «Сначала хорошо рассмотри все
картинки. Если не знаешь чего-нибудь, спроси у воспитателя. Чтобы лучше
запомнить, ищи картинки молча, про себя, подумай, как назвать группы, и
картинки запоминай по группам».
Но если деятельность детей не организуется и не контролируется
воспитателем, они вначале не в состоянии выполнить мысленной группировки
картинок или же, выделив некоторые группы, не могут завершить их
комплектования.
Чтобы помочь ребенку овладеть этими умениями, целесообразно
предлагать детям вопросы о том, все ли группы нашел ребенок, запомнил ли
он их, все ли картинки он запомнил и т. п.; давать советы не
торопиться, запоминать по группам, прежде надо найти все группы;
терпеливо относиться к неудачам детей в воспроизведении ими материала
из-за недостаточно точной его группировки, обучать каждого
воспроизведению картинок по группам. Все это способствует тому, что к
концу обучения возможности детей в самостоятельном осуществлении
классификации в уме и запоминании материала по группам значительно
возрастают.
Миша С. (5 л. 4 мес.) воспроизводит следующим образом: «Сливы, вишни,
малина. Пожарная машина, автобус, мотоцикл. Панамочка, береточка,
шлем...» — «Что еще там было?» — «Ягоды — рассказал. Машины — рассказал.
Шапочки — рассказал». Ребенок, пытаясь вспомнить забытый материал, сам
по памяти называет найденные им группы картинок.
Наряду с успехом в овладении детьми классификацией можно отметить и
некоторые трудности: дети недостаточно хорошо удерживают в памяти
названия групп как опорных пунктов для последующего припоминания. Для
запоминания обобщенных названий важно уметь использовать повторение,
уметь проверить себя, вспоминая названия найденных групп. Однако многие
дети среднего дошкольного возраста не владеют в достаточной степени
повторением, особенно его активными формами. Они иногда прибегают к
повторному восприятию материала, но очень редко используют
воспроизводящее повторение, которое заключается в том, чтобы припомнить,
воспроизвести материал в целях его лучшего запоминания. Следовательно,
детей дошкольного возраста нужно специально обучать и такому способу
запоминания, как повторение. Иногда дети дают название группе, найдя лишь несколько ее элементов;
не обнаружив самостоятельно всех картинок данной группы в процессе
комплектования, ребенок, естественно, не может полностью раскрыть ее
содержание при воспроизведении. Здесь сказывается недостаточное умение
детей среднего дошкольного возраста самостоятельно анализировать
предложенный им материал, вследствие чего отдельные картинки оказываются
не включенными ни в какую группу и потому чаще всего детьми не
запоминаются.
Итак, овладевая классификацией с опережающим словесным обобщением,
дети среднего дошкольного возраста могут использовать ее в качестве
способа логического запоминания. При этом запоминание осуществляется
более успешно в том случае, когда оно организуется и направляется
взрослыми. В процессе же самостоятельного осуществления классификации в
целях запоминания некоторые дети этого возраста испытывают затруднения в
полном комплектовании групп, в запоминании их названий и в
самостоятельном использовании групп при воспроизведении. |