Если ваш ребенок испытывает трудности с учебой, вы
можете помочь ему, приняв непосредственное участие в подготовке уроков.
Но это не значит, что нужно контролировать каждый его шаг, быть строгим
надсмотрщиком. Так можно только испортить все дело и отбить у него
всякую охоту учиться.
Очень важно не превращать «домашнее обучение» в
точную копию школьных уроков. Желательно построить занятие так, чтобы
ребенку было интересно. В этом случае он не будет испытывать дискомфорта
при подготовке уроков.
Я могу предложить следующий вариант. Поиграйте со
своим первоклассником в ролевую игру под названием «Школа». Только в
данном случае «учителем» должен быть ваш ребенок, а «учеником»
соответственно вы.
Пусть ваш «учитель» сам объяснит вам новую тему,
расскажет, как нужно решать арифметическую задачу или выполнять
упражнение по русскому языку. Вы как «примерный ученик» или «ученица»
будете задавать ребенку различные вопросы, касающиеся изложенного
материала. По тому, как он ведет объяснение, как отвечает на ваши
вопросы, вы можете сделать выводы, усвоил или нет ребенок пройденное в
школе.
Выяснив это, незаметно перейдите к совместному
обсуждению той или иной темы, в процессе которого постарайтесь спокойно,
не повышая голоса, объяснить своему «учителю» не понятые им моменты.
К игре можно привлечь и других членов семьи. Тогда
ребенку станет гораздо интереснее чувствовать себя «учителем», и он
постарается как можно лучше соответствовать этому почетному званию.
Не забывайте о том, что подобные игры интересуют
только детей младшего школьного возраста, то есть тех, кому не более
восьми-девяти лет. Поэтому не теряйте времени и старайтесь как можно
больше внимания уделять ребенку, пока он еще мал. В ином случае
впоследствии вам будет значительно труднее найти к нему подход, чтобы
вызвать интерес к учебному процессу. Можно найти игровые формы подготовки практически
любого школьного предмета. Например, если у ребенка трудности с
иностранным языком, попросите своих домашних почаще произносить те или
иные иностранные слова. Ребенок включится в игру, запомнит основные
фразы, а потом у него проявится интерес к изучению языка. Можно
договориться о том, чтобы один или два часа в день все члены семьи
говорили исключительно на иностранном языке, разумеется, используя самые
простые слова и фразы. Безусловно, это возможно только при
соответствующей подготовке родителей. А вот сделать яркие цветные
таблички с иностранными словами и прикрепить их к соответствующим
предметам в доме — это доступно практически всем. Постепенно ребенок
запомнит, как называется вся домашняя обстановка, утварь. А затем можно
перейти к изучению слов, означающих другие предметы и явления.
Ребенку бывает трудно понять различные
арифметические действия. Но если строить объяснение на наглядных
примерах, обучение окажется гораздо эффективнее. Предложите ребенку
посчитать конфеты, яблоки, игрушки. Вместо настоящих фруктов или игрушек
для счета можно использовать яркие цветные картинки.
Когда ребенок начнет без труда считать, переходите к
собственно арифметическим действиям. Простейший пример — вы даете ему
несколько конфет, затем просите его поделиться ими с кем-то из
окружающих. Потом ребенок говорит, сколько конфет у него осталось. Таким
же образом прорабатываются любые арифметические действия: сложение,
умножение, вычитание и деление. И как только он без всякого труда
начинает справляться с подобными практическими примерами, переходите к
письменным заданиям. Но если у ребенка возникают трудности, сразу же
ненавязчиво помогайте ему их решать.
Внимание и любовь дадут вам возможность вовремя
понять, какие именно проблемы испытывает ваш ребенок, и своевременно
помочь ему с ними справиться. Поэтому не следует игнорировать никакие,
даже самые, казалось бы, незначительные тревожные сигналы, возникающие
по мере его обучения.
Очень часто у детей возникают проблемы с
правописанием. Учителя и родители заставляют их учить наизусть все
правила, дети старательно повторяют, что от них требуется. И тем не
менее не могут написать ни одного диктанта или упражнения по русскому
языку без ошибок. Со временем они привыкают к постоянно плохим оценкам и
уже не пытаются изменить ситуацию. А ведь есть очень простой и
действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь
помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и
желание.
Современные педагоги-новаторы разработали
эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в
любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком,
тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажу в
нескольких словах об этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке
исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г.
Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему
принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что
он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так,
как пишем».
Некоторые современные педагоги, основываясь на
теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному
письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно
научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит? Любой
текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е.
гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на
более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной
звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам и
только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок
овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его
грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.
Предложите ему прочитать какой-либо текст не так,
как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить
слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но
достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не
разбивая на слоги.
Если увлечь ребенка, подобное чтение будет
восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все
новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением
грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.
Итак, сначала предложите ребенку прочитать
определенный текст «орфографическим» чтением. А потом пусть тот же самый
текст он прочитает так, как читает обычно, соблюдая все орфоэпические
нормы. (Орфоэпия — это литературное произношение.) Со временем при
регулярных занятиях он автоматически будет запоминать правильное
написание слов и перестанет делать ошибки при выполнении письменных
работ. Но «чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время
занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за
тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который»
он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в
мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным
образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10
мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного
результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше —
примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно
произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так,
как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со
временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные.
Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все
особенности их звучания. Для чтения лучше всего выбирать интересные
тексты, чтобы сам процесс занятий вызывал у ребенка удовольствие. Не
читайте отрывки из учебников, которые уже успели изрядно надоесть вашему
первоклашке за время школьных занятий. Пусть лучше ребенок читает
сказки, повести или рассказы, которыми он увлекается в свободное от
учебы время.
Словом, решение существующей проблемы намного проще,
чем это может показаться на первый взгляд, и если ваш ребенок не
успевает по какому-то предмету, это еще не повод сомневаться в его
способностях. |