Монтессори - метод помогает ребенку получать
разностороннее развитие. Многие
характеристики маленького ребенка, замеченные Марией Монтессори, упоминались в
первой части. Во второй части говорится об основных потребностях ребенка,
изучение которых позволило д-ру Монтессори раз работать систему раннего
образования ребенка. Этот метод, упражнения и советы к ним описаны в третьей
части. Монтессори-метод состоит из
многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори-учителей с
большим опытом работы. Но основные идеи и концепции системы доступны пониманию
многих. Подход Марии Монтессори к
воспитанию маленьких детей был уникальным.
Мария Монтессори родилась в Италии и была первой в
истории своей страны женщиной-доктором. На раннем этапе своей деятельности она работала
с детьми отсталыми в развитии и детьми из очень бедных семей. Посредством точных наблюдений и экспериментов
д-р Монтессори создала систему образования, которая помогла умственно отсталым
и обездоленным детям учиться так же успешно, как учатся нормальные дети. Ее методы получили известность во всем мире и
стали использоваться во многих странах, применительно к местным условиям и
специфике национальной системы воспитания. Сегодня в Соединенных Штатах
возродился интерес к ее системе, ее понимание внутреннего мира ребенка и ее
идеи помощи в формировании всесторонне развитой личности кажутся новыми и
значимыми сегодня. Провалы традиционных
методов образования становятся все более очевидными. Монтессори-направление
предлагает разумную структурированную систему, которая позволяет ребенку
развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя
специально разработанные Монтессори материалы под руководством
Монтессори-учителя.
Монтессори-система состоит из трех основных частей:
Ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания
любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок.
Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за ребенком в
естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким
он может или должен быть в представлении о нем взрослого. Затем д-р Монтессори разработала специальную
окружающую среду, которая помогает ребенку развиваться самостоятельно и
естественно. Она видела роль учителя не в обучении, а в руководстве
деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин «руководительница»
вместо «учитель». Мария Монтессори
старалась видеть ребенка таким, каков он есть в действительности. Монтессори-метод позволяет вашему ребенку
легче проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в
деятельности. В основном он учится сам.
В пределах определенной организации ваш ребенок может
выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним
интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает
удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он
хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.
Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно
приобретает чувство независимости и уверенности. Монтессори-метод создает в вашем ребенке
естественную любовь к учению и исподволь внушает устойчивые мотивации для
продолжения учебы. Это помогает вашему ребенку идти в ногу с его естественным
ростом и развитием, и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он
еще не готов. «Учитель» вашего ребенка - Монтессори окружающая среда.
В Монтессори-школе ваш ребенок учится самостоятельно с
помощью специально разработанных Монтессори-материриалов. Монтессори-материалы
привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям
ребенка, возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку
увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на
промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.
Ваш ребенок учится работать один или вместе с другими
детьми, и этот выбор обычно он делает сам. Он учится следовать «основным
правилам» класса и может напоминать другим детям о необходимости соблюдать эти
правила. У вашего ребенка есть много
возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать
занятие и работать в собственном темпе, т. к.
Монтессори-класс не место для соревнований. Можно заняться растениями и
животными. Монтессори-класс - это место, в котором ваш, ребенок может быть
свободным от господства взрослого, он может открывать свой мир и развивать свой
разум и тело. Монтессори-класс
охватывает множество зон:
·
зона практической жизни - особенное значение имеет для маленьких детей (2,5
- 3,5). Здесь расположены материалы, с помощью которых, ребенок учится следить
за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки,
молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ваш ребенок научится
самостоятельно одеваться. Пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол, полировать
серебро и т. п.
·
зона сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать сбои
чувства при изучении окружающего мира.
Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум,
запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей.
·
зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная
обеспечены материалами, основной целью которых, является умственное развитие
ребенка.
Двигательные
упражнения развивают вашего ребенка физически и помогают ему почувствовать свое
тело и осознать его возможности. Многие Монтессори-школы дополняют окружающую
среду такими зонами, как музыкальная, зона искусства и танцев, работы по
дереву, иностранного языка, способствующие дальнейшему обогащению общего
развития вашего ребенка. У
Монтессори-учителя много обязанностей. В
отличие от учителя в традиционной школе, Монтессори-учитель не является центром
класса. Когда дети занимаются в классной комнате, Монтессори-учитель едва
заметен. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях,
работая с ребенком за столиком или на коврике.
Учитель
должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об
индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы
больше подходят ребенку для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность
учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов. Учитель оставляет ребенка с материалом и
возвращается к наблюдению.
Учитель вмешивается в деятельность ребенка только том
случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в
состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку. Ваш ребенок
обращается к учителю как к доброжелательному помощнику и руководителю, как к
тому, кто всегда рядом в случае необходимости, но главным образом, как к тому,
кто может помочь ему сделать что-либо самостоятельно. Монтессори-класс включает детей разного
возраста. Определяя своего ребенка в
класс, где находятся дети разных возрастов (обычно от двух, с половиной до
шести лет), вы способствуете более высокому уровню учебных возможностей.
Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают
старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея
сформированные учебные навыки. Ваш
ребенок также научится, как вести себя в обществе различных людей.
Каждый Монтессори-класс индивидуален. Несмотря на то, что Монтессори-метод имеет
совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной
интерпретации. Так, как не бывает
совершенно двух одинаковых людей, так и каждый Монтессори-класс, будучи
зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Рекомендуем родителям встречаться с учителем и, если возможно, посмотреть
работу учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании
Монтессори-метода.
Монтессори-метод отличается от других методов. Монтессори-метод уникален. Он основывается на
разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально
предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для
них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические
материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. С помощью
метода квалифицированный учитель обеспечивает совершенное руководство в работе
с детьми.
Монтессори-система дает вашему ребенку основательную
базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной,
счастливой и образованной. |