В каком же возрасте можно начинать обучение детей классификации? Е.
И. Тихеева, рассматривая вопрос о развитии речи детей, утверждала, что к
классификации предметов и явлений по признакам, особенностям, видам
можно подводить детей очень рано. В простейших формах соответствующие
игры возможны уже с 3,5-4-летними детьми.
Как показал опыт, наиболее простые игры и занятия на классификацию
как практическое действие можно проводить уже с детьми второй половины
четвертого года жизни. Классификацией в форме речевого действия дети
могут овладевать примерно с этого же возраста. Желательно постепенно
усложнять и разнообразить задания, направленные на дальнейшее
совершенствование умения классифицировать, на усвоение детьми
разнообразных обобщающих слов. Вместе с тем дошкольникам пятого года
жизни можно предлагать такие игры и занятия, в процессе которых они
будут знакомиться с группировкой в форме речевого действия. Мы уже
говорили о том, что сначала следует обучать детей операции отнесения
единичного к заданному общему (заметим, что дети сравнительно легко
овладевают этой операцией), а затем начинать упражнять их в операциях
обобщения и обозначения без практического раскладывания материала по
группам.
В значительно большей степени преуспевают в классификации как речевом
действии дошкольники шестого года жизни. Продолжая совершенствовать у
них эти умения важно переходить к обучению детей классификации как
умственному действию. Большое значение при этом имеют наряду с играми те
занятия, которые можно проводить с детьми пяти-, шести и семилетнего
возраста. На занятиях педагог вначале организует и руководит каждым
действием ребенка. Он спрашивает, какие есть в дидактическом материале
группы. Если ребенок еще затрудняется выделить и обозначить все
имеющиеся группы (сказать, например, что здесь есть животные, машины,
посуда, одежда и цветы), воспитатель предлагает ему назвать ту группу
или те группы, которые ребенок обнаружил. Ребенку, назвавшему все или
несколько групп, воспитатель задает вопрос: «Картинки какой группы ты
сначала назовешь?» или «Про какую группу ты сначала расскажешь?», т. е.
здесь педагог побуждает ребенка выделить и назвать снова только одну
группу. Допустим, ребенок ответил: «Про цветы». Обозначение группы еще
не означает, что ребенок обнаружил все ее элементы: он мог увидеть всего
2-3 цветка и назвать группу. Следовательно, нужно приучить его к тщательному анализу и к включению
в группу всех ее элементов. С этой целью воспитатель предлагает ребенку
молча, про себя, найти все цветы и затем перечислить их. По тому, как
отвечает ребенок, можно судить, сумел ли он в уме, хотя и опираясь на
наглядно представленный материал, произвести операцию отнесения и
обобщения. Если он отвечает медленно, с паузами, назвав одну картинку,
ищет другую, то значит он еще не осуществил действие в умственной форме.
Если с самого начала ребенок сумел назвать одну группу (предположим,
цветы), воспитатель дает ему то же задание: найти все цветы и затем их
перечислить. После этого воспитатель побуждает ребенка озаглавить
следующую группу, затем раскрыть ее содержание, т. е, руководит
осуществлением ребенком классификации с опережающим словесным
обобщением.
Постепенно в процессе упражнения средние и еще в большей степени
старшие дошкольники овладевают умением самостоятельно анализировать
предложенный материал, выделять основания для группировки, обозначать,
группы и уточнять состав каждой из них.
Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие (в
пределах определенного материала), следует переходить к играм и
занятиям, в процессе которых дети будут овладевать умением использовать
классификацию в качестве способа логического запоминания. |