Существенное отличие между детьми-индиго с
синдромом гиперактивности и дефицита внимания от детей с СГДВ, и которых родители в течение длительного
времени не наблюдали признаков
индиго, состоит в том, как тех или
других воспринимают их родители и -
отчасти - их окружение. В то время как родители детей-индиго воспринимают последних как нечто совершенно особенное (в хорошем смысле этого слова), родители детей,
имеющих «всего лишь» синдром
гиперактивности и дефицита внимания,
оценивают «непохожесть» своих отпрысков в основном весьма негативно, большей частью из-за многочисленных проблем, с ними связанных. Это происходит
несмотря на то, что индиго и дети с
синдромом гиперактивности и дефицита
внимания, в общем-то, довольно похожи и проявляют типичные свойства
детей-индиго.
Отношение к детям отражается на них
Окружающие должны
доброжелательно относиться как к детям-индиго, так и к детям с синдромом гиперактивности
и дефицита внимания.
Понятно, что многие
дети-индиго, воспринимаемые своими родителями как нечто особенное, гораздо
лучше справляются со своей
«непохожестью», чем те из них, на которых смотрят как на источник проблем. Причина довольно проста: если родители
считаются со своим ребенком, принимают его таким, какой он есть, то и ему намного легче уживаться со своей противоречивой натурой, даже если он при
этом и продолжает оставаться
одиночкой.
О многих детях-индиго
говорят, что они уже с малых лет точно
знали, кто они такие, что уже в раннем детстве это были вполне сформированные личности, ожидающие от
взрослых соответственного к себе отношения.
Возможно, неприязнь других людей и
угнетала их, но, опираясь на надежный фундамент из родительской любви и
признания, они сравнительно легко справлялись с негативом (разумеется, когда-то
хуже, а когда-то лучше).
Но если ребенок
постоянно испытывает неприязненное отношение
со стороны окружающих (включая и своих родителей), то неудивительно, что
его самооценка снижается. Ведь дети при
формировании самооценки гораздо больше, чем взрослые, ориентированы на позитивное мнение других (в особенности, конечно, родителей). Каждый на
собственном опыте знает, до какой
степени может быть губительна даже пара обидных, неприятных слов: так, небрежно
брошенная кем-то негативная оценка
чьей-то деятельности способна отравить человеку настроение на целый
день. А каково приходится ребенку, если он
всеми не признан, и ему постоянно
напоминают об этом?
Постоянное неприязненное
отношение губительно
для самооценки ребенка
Даже если кому-то и не
нравится концепция детей-индиго, он,
тем не менее, может научиться принимать ребенка со всеми его ошибками и недостатками, беззаветно
любить и всячески показывать ему, как
его ценят, даже если он и не такой,
как другие дети. Родители, чей ребенок имеет диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания», зачастую реагируют совершенно противоположным образом
(даже если они благодаря постановке диагноза
узнали, наконец, что происходит с их ребенком). Часто они из всего определения «синдром гиперактивности и дефицита
внимания» воспринимают лишь слово «дефицит» и сокрушаются о том, что их ребенок обделен по сравнению с
остальными детьми. При этом они совершенно упускают из виду, что у этого нарушения имеются и положительные стороны. Это,
например, часто ярко выраженная творческая индивидуальность ребенка, его обостренное чувство справедливости, а
также неповторимое обаяние.
Часто из-за объективных
трудностей, с которыми сталкиваются
дети, страдающие синдромом гиперактивности и дефицита внимания, эти
положительные качества трудно распознать. Но
если родители нацелены на поиск, они обязательно откроют в своем ребенке какие-то особенные черты. И первым шагом в этом направлении будет стремление
увидеть ребенка в позитивном свете
(при этом, конечно же, следует также
сказать о том, что отклонения в поведении не исчезнут - изменится лишь родительское восприятие своего ребенка).
Каждый ребенок обладает
положительными качествами
Сторонники концепции
индиго также полагают, что родителям следовало бы задуматься над тем,
что только к некоторым детям относится такое понятие, «как дефицит внимания», вычлененное из общего названия болезни «синдром гиперактивности и
дефицита внимания». А задумавшись над этим,
можно довольно успешно построить
взаимоотношения с детьми, так как многие из них не получают от своих родителей достаточно внимания.
Над этим утверждением многим родителям, имеющим детей с различными отклонениями, следовало бы иногда
спокойно поразмыслить. И если
поведение ребенка, несмотря на усиленное внимание к нему, не изменится,
его взаимоотношения с родителями все-таки непременно
улучшатся, если те будут больше времени проводить с ребенком и прислушиваться к его мнению. Общими усилиями
доброжелательные отношения между старшими и младшими членами семьи непременно
укрепятся. |