Ускорить процесс внутреннего раскрепощения замкнутого
малыша помогут несложные психологические задания. Будьте чутки и
внимательны к ребенку, проявите терпение, и через некоторое время вы
убедитесь, что ваш ребенок способен преодолеть замкнутость и испытывать
огромное чувство радости от общения с разными людьми и в первую очередь с
вами.
Почти все дети любят фантазировать. Особенно ярко
проявляется их фантазия в рисовании, лепке, сочинении необыкновенных
историй. Рисунки и поделки расскажут вам об общем развитии ребенка, его
характере и способностях (аккуратности или небрежности, развитом или
неразвитом воображении). К тому же творческие занятия окажут
положительное влияние на развитие коммуникативных способностей ребенка.
Предложите вашему ребенку поиграть в игру «Кляксы» (ее
рекомендуется проводить с детьми 5—6 лет). На листке бумаги
располагаются 10 разных чернильных клякс, ребенок должен придумать, на
что они похожи. Не ограничивайте его во времени, пусть разглядывает
пятна столько, сколько ему потребуется. В его ответах обратите внимание
на следующее:
• однообразие может означать бедность воображения
или очень большой интерес к выбранному предмету (например, все кляксы
похожи на кошек в разных позах);
• ребенок с трудом что-нибудь придумывает или вообще
не может ничего предложить. Это значит, что у него слабо развита
фантазия, или, может быть, вы просто выбрали для игры неудачный момент
(например, у ребенка плохое настроение или его мысли заняты чем-то
другим);
• в каждой кляксе он увидел какую-нибудь фигуру или предмет — у него богатое воображение.
Неспособность выполнить это задание связана с
низким уровнем развития воображения. Очень подробное описание каждой
фигуры, сопровождающееся пространным рассказом о ней, может означать,
что ваш ребенок склонен уходить в мир своих фантазий, игнорируя
окружающую его реальность. В этих случаях лучше обратиться за
консультацией к детскому психологу.
Достаточно информативна игра «Чудо-зверь», когда
ребенку предлагают нарисовать или слепить из пластилина животное,
которого нет на свете. Обычно дети сами придумывают историю о своем
животном, но вы можете задать ребенку несколько вопросов (например, как
зовут это существо, где оно живет и т. д.). Обратите внимание — не
слишком ли агрессивно выдуманное животное, а может быть, оно очень
одиноко и несчастно? Возможно, таким образом ребенок рассказывает вам о
себе и своих проблемах.
Побуждайте ребенка рассказывать вам сказки,
попробуйте рассказывать их по очереди: каждый может побыть в роли
рассказчика несколько раз на протяжении сказки.
Попробуйте вместе с ребенком придумать новую сказку с
уже знакомыми персонажами. Пусть в одной сказке встретятся Василиса
Премудрая и сестрица Аленушка, а аленький цветочек отправятся искать
герои сказки «Репка», Колобок поможет Красной Шапочке, а Буратино
полетит на ковре-самолете...
Можно сочинить коллективную сказку, персонажами
которой будут любимые игрушки вашего ребенка. Каждый из участников
создания сказки по очереди придумывает одно предложение, присоединяя его
к предыдущему, не нарушая при этом общего сюжета.
Предложите ребенку подумать над несколькими
психологическими ситуациями. Попросите его ответить, как бы он поступил в
каждой из предложенных ситуаций, и объяснить почему.
1. Ты смастерил из кубиков высокую красивую башню и
хочешь показать ее папе, который в это время смотрит телевизор. Папа
просит тебя подождать, пока закончится спортивная передача. Что ты
будешь делать и почему?
2. К вам в гости пришли совершенно незнакомые люди (взрослые со своими детьми). Как ты будешь вести себя?
3. Если родители во время визита гостей попросят тебя пойти в твою комнату, как ты на это отреагируешь?
4. Ты с родителями пришел в гости, где есть дети
того же возраста, что и ты. Они зовут тебя играть в свою комнату. Как ты
будешь вести себя?
5. Ты вышел во двор и увидел, что среди твоих старых приятелей появились новые ребята. Как ты будешь вести себя?
6. Ты едешь с мамой в электричке или автобусе, с
тобой пытается заговорить незнакомый дядя или незнакомая тетя. Как ты
будешь себя вести?
Выслушав ответы ребенка, предложите ему представить,
что в каждой ситуации будет дальше. Обсудите с ним, можно ли поступить
так, чтобы никого не обидеть.
Придумайте свои случаи или проанализируйте те, в
которые вашему малышу приходилось попадать в действительности.
Разнообразие обсуждаемых ситуаций поможет ребенку увереннее вести себя
даже в самые критические моменты, а также поучиться задумываться над
последствиями своих поступков.
Не менее эффективны психологические тренинги,
которые преподносятся малышу в виде игры. В игре ребенок раскрепощается,
именно в ней он с легкостью усваивает самое необходимое.
У каждого ребенка наверняка есть любимая игрушка —
кукла, робот, плюшевый зайка или медвежонок. Используйте ее в качестве
главного действующего лица игры. Беседуйте с малышом, выступая от имени
этой игрушки. Предложите ребенку «познакомиться» с игрушкой, познакомить
ее со своими друзьями, отвести ее к парикмахеру, в магазин, на рынок,
на прием к врачу. Сначала выберите такие ситуации, когда ведущую роль
придется играть вам, затем предложите главную роль ребенку. Такая игра
подготовит малыша к поведению в различных жизненных обстоятельствах.
Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет вести себя
естественно и в повседневной жизни.
Преодолеть замкнутость помогут коллективные игры.
«Знакомство»
Несколько человек садятся в кружок и по очереди,
представляясь, говорят о себе одно-два предложения. Причем каждый
следующий участник игры, прежде чем рассказать о себе, повторяет то, что
говорили предыдущие. Выглядеть это будет примерно так:
— Меня зовут Оля, я люблю придумывать куклам красивые платья и рисовать их.
— Оля любит придумывать куклам красивые платья и рисовать их. А меня зовут Марина, я люблю петь.
— Оля любит рисовать красивые платья, Марина любит петь. А меня зовут Денис, я люблю конструировать.
И так далее.
Эта игра способствует развитию коммуникативных способностей детей, а также развитию речи и памяти.
Одной из причин замкнутости ребенка могут быть его
физические недостатки (например, плохое зрение, при котором приходится
носить очки, полнота или худоба, заикание и др.). В таких случаях не
обойтись без специальных занятий или визитов к врачу. Но вы можете
помочь ребенку проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на
них, а относиться к ним с юмором. В жизни детей ждут не только приятные
знакомства. Поэтому советую учить каждого ребенка иронично относиться к
самому себе. В этом могут помочь различные игры. Рассказывайте ребенку
забавные истории о себе или других членах семьи; предложите малышу
придумать смешную историю о нем самом.
Привыкнув к тому, что каждый человек (даже мама и
папа!) может оказаться в смешном положении, ребенок не будет панически
бояться ироничного к себе отношения со стороны окружающих, ведь не
исключено, что в любой момент он может стать объектом насмешек или
причиной безудержного веселья.
Чувство юмора — замечательный помощник в трудных
ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из создавшегося
положения: метко сказанное слово или шутка в ответ на обидное прозвище,
ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку.
Ребенку же с физическими дефектами веселый нрав поможет компенсировать
эти недостатки и позволит ему всегда быть в центре внимания сверстников,
потому что людям любого возраста, а детям особенно, свойственно
тянуться к веселым добродушным людям, отличающимся особой отзывчивостью.
При этом с раннего детства научите ребенка видеть в
себе не только недостатки, которые обязательно заметят окружающие и при
каждом удобном случае напомнят о них, но и достоинства. Предложите
поиграть в игры «Кто я?», «Что во мне хорошего, а что плохого?», в
которых должны принять участие не только дети, но и взрослые. Смысл
этих игр состоит в том, чтобы не стесняясь, открыто называть то, что, по
вашему мнению, является в вас привлекательным, а что портит (мама,
например, говорит: «У меня длинный нос, но прекрасные шелковистые
волосы, а еще я пеку очень вкусные пироги»; папа: «Я очень худощавый,
зато могу починить любой электроприбор»).
Если ребенок недостаточно общителен, замкнут из-за
внешней непривлекательности, сделайте особый акцент на его внутренних
достоинствах. Это поможет малышу не занижать собственную самооценку («Я
несколько полноват, зато всем со мной весело», «У меня торчат уши, зато я
быстрее всех бегаю», «Я ношу очки, зато лучше всех отгадываю загадки»).
Постепенно подведите ребенка к тому, что для него
общение с людьми не представляет опасности. Помогите ему вступать в
контакт с окружающими, когда вы гуляете в парке, ждете на остановке
автобус, едете в электричке... Пусть сначала это будут соседи или люди,
изредка бывающие у вас в гостях, затем совершенно посторонние люди.
Повод для обращения к ним совершенно неважен — можно узнать у прохожего,
который час, как пройти к остановке или магазину. Постепенно усложните
задание: пусть ребенок спросит у незнакомца что-нибудь забавное,
например, не видел ли он поблизости красного кота. Можно обратиться к
прохожему с какой-нибудь просьбой: например, подержать мяч, пока малыш
завяжет шнурок, достать с ветки красивый осенний листок. Можно подарить
тете или дяде какой-нибудь подарок: необычный камешек, красивую ракушку —
и порадоваться вместе с ним...
Конечно, «объект» для обращения должен выбрать
взрослый, то есть вы, родители, чтобы грубый ответ сердитого прохожего
не отбил у малыша стремление к общению навсегда.
Изучить другого человека, даже своего собственного
ребенка, нелегко. Еще труднее правильно воспитать его, ведь для этого
придется проявить огромное терпение и приложить массу усилий. Но мы
уверены, что вы испытаете огромное чувство радости в тот день, когда
увидите в глазах ребенка безграничную благодарность за то, что подарили
ему новый мир, который вовсе не так страшен, как ему казалось еще совсем
недавно. Мир этот откликнется на доброту и отзывчивость, которые вы
воспитали в своем ребенке, и подарит ему немало счастливых мгновений,
стоит только протянуть руки ему навстречу. |