Наибольшие трудности в овладении классификацией испытывают дети
младшего дошкольного возраста. Однако и младших дошкольников можно
обучать классификации. Более успешно дети овладевают операцией
отнесения: ребенок относит предмет или его изображение к указанной ему
группе.
При наличии готовых групп дети могут осуществлять классификацию не
только практически, но и в форме речевого действия. Большие трудности
испытывают младшие дошкольники при формировании у них операции
обобщения. Если вначале дети допускают ошибки примерно в каждом втором
упражнении, где требуется от них самостоятельное выделение групп, то к
концу обучения число ошибок на одного ребенка значительно сокращается
(до 0,2 ошибки).
Виталик М. (3 г. 11 мес.) легко и быстро перечисляет такие группы
картинок: тарелка, кружка, чайник; зайчик, козлик, мышонок; ботинки,
галоши, валенки; горошек, огурец, лук. Называет группы (посуда,
животные, одежда, кушанье) только после перечисления картинок группы и в
ответ на наш вопрос.
Лена Ж. (4 г.) осуществляет классификацию следующим образом:
«Мороженое, сухари, пирожное; мишка (игрушка), лошадка (игрушка), плита
(игрушка); носки, костюм, кофточка; мотоцикл, подъемный кран, трактор».
Первую группу Лена назвала едой, вторую — игрушками, третью — одеждой,
название четвертой группы девочка дать не смогла. В этих примерах классификация осуществляется детьми по типу третьей
стадии: обобщенное название дается группе после объединения ее
элементов.
Ира Ч. (4 г. 2 мес.) вначале, как и все другие младшие дошкольники,
совершенно не справлялась с классификацией. В процессе же обучения она
обнаружила большие успехи: быстро научилась осуществлять классификацию в
форме практического, а затем и в форме речевого действия. Причем в ее
деятельности появлялись даже элементы высших (четвертая и пятая) стадий
классификации. На вопрос: «Картинки какой группы ты запомнишь сначала?» —
девочка отвечает: «Игрушки — флажок, шары, барабан. Про пилу — пила,
молоток, клещи». Примерно так же поступает Ира с двумя последними
группами картинок.
Однако основную линию в развитии классификации у детей младшего
дошкольного возраста составляет переход от простого синтеза элементов к
констатирующему словесному обобщению.
Характерно для младших дошкольников также и то, что они могут
овладевать классификацией не только как практическим, но и как речевым
действием. Хотя вначале большинство детей, правильно перечисляя картинки
по группам, указывают на каждую из них пальцем, в процессе дальнейших
упражнений дети переключаются на классификацию в речевом плане, но все
же некоторые из них продолжают быть связанными с практическим действием.
Так, например, от Вадика К. (3 г. 9 мес.) постоянно можно было
услышать настойчивую просьбу «хочу откладывать», «я хочу разложить».
Если такая возможность предоставлялась ему, он правильно, быстро и
уверенно распределял картинки по группам.
Успехи детей в освоении классификации сопровождаются и ростом самостоятельности в выполнении действия.
В пределах известного детям материала младшие дошкольники способны
овладеть классификацией преимущественно с констатирующим словесным
обобщением, причем не только практически, но и в форме речевого
действия. Большинство детей к концу обучения могут выполнить
классификацию правильно и достаточно самостоятельно. |