Период от рождения до поступления в щколу является, по признанию
специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и
психического развития ребенка, первоначального формирования физических и
психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей
жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого
периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является
то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для
приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения
различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства
психики детей, которые определяют собой общий характер поведения
ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые
представляют собой "заделы” на будущее и выражаются в психологических
новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических
качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют
поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так
как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что
будет "недобрано” здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или
вовсе невозможно.
Реализация специфических возрастных возможностей психического
развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих
возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании,
конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов
деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о
приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми
соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны
постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными
проявлениями того, что именно традиционно "детские” виды деятельности
соответствуют основному руслу психического развития дошкольника,
являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и,
с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение
и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов
обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и
реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).
Что касается других, предпосылочных психических свойств,и
способностей, то их формирование не должно идти во вред формированию
качеств, непосредственно обнаруживающих себя в сегодняшней жизни
ребенка. Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперед, которое
может привести к искусственному ускорению развития с неизбежными
потерями. Подведение ребенка к психологическим новообразованиям, полное
развертывание которых осуществляется за пределами дошкольного детства,
должно осуществляться не вопреки особенностям возраста, а на их основе.
Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений
показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и
детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к
зарождению новых психических качеств и, в конечном счете, к переходу на
новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер,
выступает в виде возрастного кризиса, после которого те психологические
новообразования, которые занимали место предпосылочных, становятся
стержнем дальнейшего развития.
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для
всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные
особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только
быть "таким, как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и быть
неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и
способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и
обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и
полноценное психическое развитие. |