Аэробика считается одним из звеньев в развитии
координационных способностей и функциональных
сил организма у детей дошкольного возраста и, как
следствие, влияет на укрепление здоровья детей.
Планируя свою деятельность, в детском саду
организовала кружок "Аэробика”. Опираясь на
программы "Детство” и "Са-Фи-Дансе” вышла на
новый уровень - проектный. Разработала и успешно
реализую проект "Аэробика в детском саду”, цели
и задачи которого способствуют развитию не
только координационных способностей детей, но и
ловкости, гибкости, пластичности, красоты и
точности движений. Проект включает в себя
комплексы упражнений с предметами и без
предметов для развития координации, серию
упражнений по игропластике и игроритмике.
Упражнения с палками, мячами, скакалками,
совмещённые с танцевальными шагами, дают
возможность координировать, сочетать работу
всех групп мышц. Развивая координационные
способности у детей, используя общеразвивающие
упражнения с разнообразными предметами, так как
они вырабатывают точность движений, ритмичность,
ловкость, умение правильно распределять силы.
Все упражнения для занятий подбираю с учетом их
корригирующего значения.
Использую индивидуально-дифференцированный
подход при разучивании новых элементов,
мотивирую детей на правильное выполнение
движений, опираясь на личный пример и
видеозаписи.
Собираю фонотеку с записями классической,
современной и мультипликационной музыки. Это
музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой
способствует развитию чувства ритма, позволяет
целенаправленно развивать умение детей
совмещать свои движения с музыкой.
Осуществляю подбор упражнений и заданий
развивающего характера, наполняю занятия
интересным и современным содержанием, грамотно
подхожу к вопросам диагностирования физических
умений и навыков детей, учитывая при этом
анатомо-физиологические и психологические
особенности воспитанников.
Общеразвивающие упражнения в работе со
старшими дошкольниками на занятиях "Аэробикой”
занимают значительное место в разделе
"гимнастика”. Гимнастика – система специально
подобранных физических упражнений и научно
разработанных методических положений,
направленных на решение задач всестороннего
физического развития аномального ребенка с
учетом его состояния здоровья и развития. Это
упражнения общеразвивающие, корригирующие,
простейшие, акробатические, прикладные. Выполняя
их с определенной амплитудой, в заданном
направлении, темпе, ритме, учу детей владеть
своими движениями. Нагрузку регулирую
характером упражнений, изменением исходных
положений, темпа, длительности и интенсивности
выполнения. Для сбалансированной работы всех
функциональных систем организма сочетаю
гимнастические упражнения с дыхательными.
Основной акцент в своей педагогической
деятельности делаю на то, чтобы дети осмысленно
выполняли упражнения, пытаясь их словесно
опосредовать, проанализировать, осуществляя
регуляцию темпа, ритма, координации движений и
других двигательных характеристик. Формирую у
детей способы контроля и самоконтроля за
движениями, используя мотивационные факторы в
достижении целей и задач физического воспитания.
Работая по направлению развития
координационных способностей старших
дошкольников, использую системный подход к
применению разнообразных форм, средств, методов
физического воспитания, которые имеют единую
целевую направленность.
Физические упражнения, проводимые и на
учебно-игровых занятиях, и на занятиях кружка
"Аэробика”, и в рамках индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий, разделяю на:
а) обогащающие фонд жизненно важных навыков и
умений. Сюда входят упражнения, рекомендованные
программой "Детство” (раздел "Растим детей
здоровыми, крепкими, жизнерадостными”) и
программой под редакцией М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (раздел "Физическое
воспитание”);
б) увеличивающие двигательный опыт. К ним
относятся общеразвивающие упражнения без
предметов и с предметами (мячами, палками,
скакалками, обручами, лентами). Относительно
простые и достаточно сложные, выполненные в
измененных условиях, при различных положениях
тела или его частей в разные стороны они
развивают интерес детей к двигательной
деятельности, способствуют проявления детской
самостоятельности;
в) общеразвивающие (элементы гимнастики,
упражнения в беге, прыжках, метаниях, подвижные и
спортивные игры с высокими требованиями к
координации движений). Упражнения подбираются с
уклоном на силу, быстроту, выносливость,
ловкость, так как именно эти физические качества
важны для детей, готовящихся к переходу в школу;
г) с преимущественной направленностью на
отдельные психофизические функции,
обеспечивающие оптимальное управление и
регуляцию двигательных действий, степени
развиваемых мышечных усилий; улучшение
сенсомоторных реакций, речемыслительных и
интеллектуальных процессов, двигательной памяти
и представления движения (идеомоторных реакций).
Многие общеразвивающие упражнения провожу с
предметами. Мои воспитанники очень любят
выполнять их, используя гимнастические палки,
стулья, мячи разных размеров, ленты. В
упражнениях с предметами развиваю силу движений,
равновесие (особенно ярко это проявляется при
работе детей с веерами, верёвочками), быстроту
реакции, глазомер, координационные способности
(упражнения с мячами). Они создают у детей интерес
к занятиям, оказывают значительное влияние на
освоение движений, развитие двигательных
качеств и способностей, координацию. Активное
действие с предметами в процессе упражнений
содействует познанию цвета, веса, формы, качества
материала и других свойств предметов. Действия с
предметами дают детям старшего дошкольного
возраста возможность добиться отчетливости
двигательных представлений, которые
основываются на различных ощущениях и
восприятиях.
Зрительное восприятие создает образ движения в
его динамике, выразительности, пространственных
отношениях. Предметы создают как бы зрительную
направленность в развитии пространственных
ориентировок, способствуют лучшей координации
движений отдельных частей тела.
Слух позволяет выполнять движения в
определенном ритме и темпе. Некоторые предметы,
например, скакалка, мяч, способствуют
отчетливости этих восприятий.
Мышечные ощущения сигнализируют о положении
тела, напряжении мышц, происходит сложный
процесс согласования в работе отдельных
мышечных групп, корректировки выполненного
движения в соответствии с заданными образами.
Использование палок, обручей и других пособий
создает ощущение сопротивления. При этом
физическое усилие становятся отчетливым, лучше
осознаются. Некоторые предметы помогают
дифференцировать ощущения (резиновые, набивные
мячи и др.).
Развитие координационных способностей в
упражнениях с предметами в той или иной степени
требуют работы пальцев рук. Это активизирует
деятельность анализаторных систем, влияет на
развитие речи, на интеллектуальное развитие.
Совершенствование координации движений пальцев
важно для умственной деятельности ребенка. Это
очень важно на этапе подготовки детей к обучению
в школе.
Таких упражнений с предметами может быть
множество, но я подбираю их, составляя комплексы,
направленные на развитие координации движений и
формирование пространственных и временных
ориентировок, силовых дифференцировок:
а) пространственные ориентировки – вправо,
влево, вперед, назад, скрестно, одновременно,
попеременно, поочередно в движениях туловища и
конечностей. Для себя отметила, что у детей
дошкольного возраста лучше получается выполнять
раздельные движения и одновременные;
б) временные – различаются по темпу (быстро,
медленно), ритму, продолжительности удерживания
позы и др. Темп и ритм возможно задавать счетом
(раз-два; раз-пауза-два), музыкальной композицией.
Старшие дошкольники с особым интересом
выполняют упражнения со сменой ритма, при этом
стараются передать в движениях не только
ритмический рисунок, но и плавность, и красоту
движений;
в) силовые - прыжки по заданным отметкам в круг,
броски в цель и т.д. |