Подвижные игры имеют огромное значение для
всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в
процессе овладения различными движениями у детей формируется способность
проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе,
ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.
Во второй младшей группе подвижные игры
проводятся помимо занятий ежедневно в помещении и на прогулке.
Продолжительность игры от 8 до 10 минут. Содержание игр желательно
сочетать с предшествующей и последующей деятельностью детей. После
спокойных занятий (рисование, развитие речи и т. д.), как правило,
проводятся игры большой подвижности; после физкультурных и музыкальных
занятий – средней и малой подвижности.
Перед проведением подвижных игр воспитателю
необходимо подготовить весь игровой материал – это могут быть различные
пособия (стойки, дуги, шнуры) или мелкие предметы и атрибуты – шапочки
цыплят, котят, птичек и т. д. Следует также продумать ход игры,
перемещение детей, распределение ролей.
У детей 3–4 лет воспитывают умение
действовать сообща. Они могут начинать и заканчивать действия по
указанию воспитателя и в соответствии с сюжетом игры. В основном в играх
используются простые сюжеты, понятные детям. Далее проводятся игры
более сложного содержания, в которых уже выделяется ведущая роль –
наседка, кот, а остальные дети – мышки, цыплята и т. д. Каждую игру
следует проводить не менее 2–3 раз; это способствует закреплению
освоенных ранее навыков. В этом возрасте осознанность действий
недостаточна, поэтому указания воспитателя имеют ведущее значение.
Например, в игре «Наседка и цыплята» дети-«цыплята» обычно «теснятся»
друг к другу, воспитатель приглашает «цыплят» поискать зернышки в разных
местах: «и здесь есть зернышки, и вот там…» Дети переходят с одного
места на другое, тем самым меняя направление движения. По мере усвоения
движений игры можно усложнять, используя различные варианты.
Подвижные игры организуются воспитателем и
проводятся под его непосредственным руководством. В свободное от занятий
время (утром, на прогулке, после дневного сна) воспитатель может
провести игру с небольшой группой ребят и даже индивидуально. Это могут
быть игровые упражнения с мячами, кубиками, обручами и т. д. Такое
проведение игр и упражнений дает возможность обратить внимание малышей
на отдельные элементы движений, исправить ошибки у тех детей, которые
нуждаются в совершенствовании движений, или поощрить ребят у которых не
получалось ранее какое-либо упражнение.
Игровые упражнения с различными предметами
необходимы детям четвертого года жизни, так как они позволяют развивать
мышечные ощущения – взять погремушку, позвонить, прокатить мяч, обруч и
т. д. Подвижные игры сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, что
положительно сказывается и на развитии моторики и последующей
деятельности детей на протяжении дня.
Планирование подвижных игр для физкультурных
занятий имеет принципиальное значение. Именно последовательное
повторение игр в определенной системе способствует лучшему их усвоению.
После того как основной вид движения освоен на занятии, на следующей
неделе он переносится в подвижную игру отдельным элементом. Это тем
более важно для повторения и закрепления пройденного, так как в
подвижных играх упражнения выполняются более свободно, естественно и
занимательно. Например, если в течение недели детей обучали подлезанию
под шнур, то на следующей неделе подлезание можно ввести в подвижную
игру «Мыши в кладовой», предоставив тем самым возможность для
закрепления и повторения знакомого задания. |