| Подвижные игры имеют огромное значение для 
всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в 
процессе овладения различными движениями у детей формируется способность
 проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, 
ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию. 
 Во второй младшей группе подвижные игры 
проводятся помимо занятий ежедневно в помещении и на прогулке. 
Продолжительность игры от 8 до 10 минут. Содержание игр желательно 
сочетать с предшествующей и последующей деятельностью детей. После 
спокойных занятий (рисование, развитие речи и т. д.), как правило, 
проводятся игры большой подвижности; после физкультурных и музыкальных 
занятий – средней и малой подвижности. 
 Перед проведением подвижных игр воспитателю 
необходимо подготовить весь игровой материал – это могут быть различные 
пособия (стойки, дуги, шнуры) или мелкие предметы и атрибуты – шапочки 
цыплят, котят, птичек и т. д. Следует также продумать ход игры, 
перемещение детей, распределение ролей. 
 У детей 3–4 лет воспитывают умение 
действовать сообща. Они могут начинать и заканчивать действия по 
указанию воспитателя и в соответствии с сюжетом игры. В основном в играх
 используются простые сюжеты, понятные детям. Далее проводятся игры 
более сложного содержания, в которых уже выделяется ведущая роль – 
наседка, кот, а остальные дети – мышки, цыплята и т. д. Каждую игру 
следует проводить не менее 2–3 раз; это способствует закреплению 
освоенных ранее навыков. В этом возрасте осознанность действий 
недостаточна, поэтому указания воспитателя имеют ведущее значение. 
Например, в игре «Наседка и цыплята» дети-«цыплята» обычно «теснятся» 
друг к другу, воспитатель приглашает «цыплят» поискать зернышки в разных
 местах: «и здесь есть зернышки, и вот там…» Дети переходят с одного 
места на другое, тем самым меняя направление движения. По мере усвоения 
движений игры можно усложнять, используя различные варианты. 
 Подвижные игры организуются воспитателем и 
проводятся под его непосредственным руководством. В свободное от занятий
 время (утром, на прогулке, после дневного сна) воспитатель может 
провести игру с небольшой группой ребят и даже индивидуально. Это могут 
быть игровые упражнения с мячами, кубиками, обручами и т. д. Такое 
проведение игр и упражнений дает возможность обратить внимание малышей 
на отдельные элементы движений, исправить ошибки у тех детей, которые 
нуждаются в совершенствовании движений, или поощрить ребят у которых не 
получалось ранее какое-либо упражнение. 
 Игровые упражнения с различными предметами 
необходимы детям четвертого года жизни, так как они позволяют развивать 
мышечные ощущения – взять погремушку, позвонить, прокатить мяч, обруч и 
т. д. Подвижные игры сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, что 
положительно сказывается и на развитии моторики и последующей 
деятельности детей на протяжении дня. 
 Планирование подвижных игр для физкультурных
 занятий имеет принципиальное значение. Именно последовательное 
повторение игр в определенной системе способствует лучшему их усвоению. 
После того как основной вид движения освоен на занятии, на следующей 
неделе он переносится в подвижную игру отдельным элементом. Это тем 
более важно для повторения и закрепления пройденного, так как в 
подвижных играх упражнения выполняются более свободно, естественно и 
занимательно. Например, если в течение недели детей обучали подлезанию 
под шнур, то на следующей неделе подлезание можно ввести в подвижную 
игру «Мыши в кладовой», предоставив тем самым возможность для 
закрепления и повторения знакомого задания. |