Цели:
- закрепить знания о климатических поясах
(полярный, умеренный, тропический,
экваториальный);
- помочь детям через рассматривание картин и
дидактические упражнения запомнить
последовательность природных зон;
- активизировать речь детей, пополнить словарный
запас новыми словами (северное сияние, тропики,
…);
- развивать наблюдательность, желание
заниматься.
Предварительная работа:
- Заучивание стихотворения с детьми о
климатических поясах.
- Рассматривание картин.
- Детская игра "Поезд”.
- Сюжетно-ролевая игра "Письмо из Африки”.
- Просмотр мультфильма "Король и лев”.
Подготовка:
Картина "Жители Севера”, 4 разноцветных шара,
разной формы льдинки и 2 одинаковые, 2 тучки и
капельки, карточки с глобусом и карандаши.
1. Игровой момент.
Воспитатель: Однажды Знаток гулял на улице и
увидел на дороге дудочку. Он принес ее домой,
помыл и решил попробовать сыграть на ней
какую-нибудь мелодию, но вместо звуков из нее
стали вылетать разноцветные шары. Он принес эту
дудочку к нам. Хотите полетать вместе с
воздушными шарами по нашей планете? Закройте
глаза, а я попробую подудеть.
Дети приседают и закрывают глаза. Воспитатель
дует в дудочку и достает голубой шарик, на
котором нарисованы снежинки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за шар и
куда мы вместе с ним можем улететь?
(Ответ детей).
2. Ребенок читает стихотворение:
Взгляните вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу полярный увидите пояс,
Там климат суровый и жутко коварный
Холодные ветры летят как ножи
И мерзнут медведи и даже моржи.
Воспитатель: Давайте все возьмемся за
ниточку и полетим на Северный полюс.
3. Рассматривание картины и вопросы к детям:
- Что изображено на картине?
- Какие животные живут на Северном полюсе?
- Есть ли там деревья? Почему нет?
- Как вы думаете, тепло там или холодно?
4. Рассказ воспитателя о полярном поясе.
Воспитатель: Это царство снега и льда. Здесь
дуют холодные ветры. Все животные имеют густой
теплый мех. В океане плавают огромные льдины –
айсберги. Ночь и день длятся очень долго. По 6
месяцев не видно солнце, ночь называется
полярной. Зато можно увидеть северное сияние.
Кажется, что на небе вспыхнул пожар и
переливается всеми цветами радуги. Здесь живет
Снежная Королева, потому что даже летом на
Северном полюсе холодно и снега нет всего 2-3
месяца. Стало очень холодно и нам пора
возвращаться в детский сад. Но сначала надо
выполнить задание Снежной Королевы. Найдите 2
одинаковые льдинки и мы вернемся в детский сад.
5. Дети выполняют дидактическое упражнение,
ищут 2 одинаковые по цвету и форме льдинки. После
этого берутся за шарик и возвращаются в детский
сад.
Воспитатель снова дует в дудочку и
появляется зеленый шарик (на нем изображены
снежинки, дождик, листья, солнце).
Воспитатель: Как вы думаете, в какой
климатический пояс мы с вами отправимся?
6. Ребенок читает стихотворение:
Чуть ниже пояс умеренный
И климат в нем тоже нужный.
Не то, чтобы очень северный,
Но и не так чтобы южный.
Воспитатель: Кто живет в умеренном поясе?
(посмотреть карту России).
У нас с вами бывает и зима и лето, весна и осень.
А какое время года вам нравится больше всего? Чем?
(Ответы детей)
7. Загадки детям:
Воспитатель: Угадайте, о каком времени года
эти стихи:
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну, а мишке все равно,
Он в берлоге спит давно.
(Зима)
Снег сошел. Запахло пряно.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
(Весна)
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод,
В камышах кричит лягушка,
Из-за речки дождь идет.
(Лето)
Пусто в домике стрижа,
Улетел бедовый.
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый.
(Осень)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. А
сейчас беритесь за ниточку, пора в детский сад.
Давайте еще раз дунем в дудочку.
Третий шарик желтого цвета. На нем нарисован
дождь.
8. Ребенок читает стихотворение:
Еще ниже пояс тропический,
Там даже зимою тепло.
И снег там видят люди практически
Не чаще чем НЛО.
9. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: В тропическом климате снега не
бывает, а вот дожди идут там каждый день, там
всегда тепло и сыро. Деревья и травы растут
потому очень быстро. Дождики там теплые и
веселые. Вот и сейчас мы видим на небе 2 тучки.
Только одна тучка веселая, а другая грустная.
Почему? (Ответ детей)
Давайте поможем второй тучке пролить дождик на
землю.
10. Логические задания.
- Как появляется тучка?
- Кто заставляет тучку плыть по небу?
- Какую форму принимает дождь, когда падает на
асфальт?
- Куда исчезает вода с поверхности земли?
- Откуда берется вода в реке?
Воспитатель: Молодцы ребята, наша тучка
повеселела, а нам пора в детский сад.
Давайте я еще дуну в нашу дудочку.
Появляется красный шарик.
11. Ребенок читает стихотворение:
А в поясе экваториальном
Самом жарком из поясов.
Все ходят в костюмах купальных.
А дети и без трусов.
На экваторе самое влажное место на земле,
температура поднимается до 50 градусов. Почему
там люди чернокожие? (Ответ детей) Там много света
и солнца и есть веселый танец "Чунга – чанга”.
12. Дети исполняют танец. После этого дети
возвращаются в детский сад.
13. Итог занятия.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие
климатические пояса есть на земле. А как вы
думаете, все они нам нужны? А почему наша Земля
так распоясована? ( Чтобы стало ясней где какой
климат и какая погода.) |