Рекомендации и советы для взрослых
Предлагаемый подход к обучению детей 5-7 лет осмысленному
беглому чтению основан на трёх правилах:
во-первых,
обучение должно проходить в игровой форме;
во-вторых,
необходимо создать у ребёнка мотив обучения, он должен понимать, для чего читает, что от этого зависит результат
игры, а это, в свою очередь, делает чтение осмысленным;
в-третьих,
выполнение заданий сопровождается практическими действиями (поиск
слов, их классификация, проведение линий), что активизирует ребёнка, помогает ему
дольше удерживать внимание. Кроме тренировки в освоении навыка чтения, выполнение
заданий поможет развить речь, внимание, мышление, память ребёнка,
а также координацию движений руки. Разнообразные по содержанию задания систематизируют
представления ребёнка об окружающем мире.
Каждое задание - это речевая игра на поиск смысловых связей,
где чтение необходимо для достижения игрового результата. Ребёнок читает, осмысливает
прочитанное и отвечает на вопрос, выполняя практические действия, например, проводит
линии от слова к соответствующей картинке. Такая форма обучения вызывает у ребёнка-
дошкольника большой интерес.
Занятия предусматривают совместную работу взрослого и ребёнка,
т.к. дети этого возраста ещё не готовы к самостоятельному обучению. В работе задача
взрослого - объяснять задание, следить за ходом выполнения и, если возникает необходимость,
незаметно для ребёнка вносить коррективы. Однако по мере освоения ребёнком навыка
чтения следует предоставлять ему больше самостоятельности. В этом случае роль взрослого
ограничивается объяснением условий задания и его проверкой после выполнения.
Не все задания, предложенные в книге, имеют единственно верный
ответ. Не упускайте возможность обсудить с ребёнком различные варианты ответов.
Он научится видеть всевозможные связи между предметами, а также получит замечательную
возможность «охватить» мысленным взором разнообразие явлений окружающего мира.
Помните, что ребёнок нуждается в оценке своей деятельности,
- это позволяет лучше ориентироваться в происходящем, помогает ему стать более уверенным
в себе, поверить в свои силы.
Внимательно следите за ходом выполнения задания и отмечайте
каждый успех вашего малыша. Не бойтесь перехвалить! Внимание значимого взрослого
для ребёнка-дошкольника является одним из мотивов обучения.
|