Цель. Побуждать детей вступать в
игровое и речевое взаимодействие со сверстником. Образовывать глаголы от
звукоподражательных слов. Развивать речевое внимание, фонематический
слух, артикуляционный аппарат детей. Материал. Мяч. Содержание 1 Воспитатель приглашает детей послушать стихотворение. Дети собираются стайкой около воспитателя. Воробьи по проводам Скачут и хохочут. Верно, строчки телеграмм Ножки им щекочут. С. Маршак
2 —
Сейчас поиграем. Вы будете воробьями. Воробьи летят высоко и поют:
«Вьют, вьют, вьют» (выразительный жест). Летят низко: «Фьют, фьют, фьют»
(выразительный жест). Разбейтесь на пары, договоритесь, кто летит
высоко, а кто — низко. Повернитесь лицом друг к другу. Когда я подниму
руку, будете петь: «Вьют, вьют, вьют», а когда опущу: «Фьют, фьют,
фьют». Игра повторяется 2–3 раза. Затем дети меняются ролями. 3 —
Воробьи умеют петь только «вьют, фьют», да «чик-чирик». А есть птицы,
которые умеют подражать голосу человека. Это говорящие птицы. Одна из
них — попугай. — Поиграем в говорящих птиц. Говорящие птицы точно
копируют все, что услышат. И вы тоже должны говорить так, как я.
Повторять за мной будет тот, кому я брошу мяч. Встаньте в круг. Воспитатель
называет слово с выделением какого-либо согласного звука и бросает мяч
ребенку. Тот, поймав мяч, произносит слово так же и перебрасывает мяч
воспитателю. Нужно, чтобы все дети приняли участие в игре по два
раза. Выделяемые согласные звуки должны быть твердыми и мягкими и
находиться в разной позиции: в начале, в середине и в конце слова. Примерные
слова: маш-ш-шина, ш-ш-шуба, малыш-ш-ш, з-з-зонтик, коз-з-злик,
к-к-кубик-к-к, яблок-к-ко, медвежонок-к-к, м-м-машина, с-с-самолет,
дом-м-м, с-с-санки, ос-с-слик, автобус-с-с, сь-сь-синица, вась-сь-силек,
лось-сь-сь, гусь-сь-сь, мь-мь-метро, камь-мь-мень, ль-ль-лиса,
маль-ль-лина, соль-ль-ль, ног-г-га, сын-н-н. Если ребенок затрудняется,
воспитатель произносит слово с выделением звука еще раз. Ребенок
повторяет слово сначала вместе с педагогом, а затем — самостоятельно. Дети садятся на стулья. — Говорящая птица учится говорить у человека. А я хочу вам рассказать историю о том, как девочка учила говорить поросенка. Как поросенок говорить научился Один
раз я видел, как совсем маленькая девочка учила поросенка говорить.
Поросенок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить
по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась —
ничего у нее не выходило. Она ему, я помню, говорит: — Поросеночек, скажи: «Мама!» А он ей в ответ: — Хрю-хрю. Она ему: — Поросеночек, скажи: «Папа!» А он ей: — Хрю-хрю. Она: — Скажи: «Дерево!» А он: — Хрю-хрю. — Скажи: «Цветочек!» А он: — Хрю-хрю. — Скажи: «Здравствуйте!» А он: — Хрю-хрю. — Скажи: «До свидания!» А он: — Хрю-хрю. Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросенка, и девочку. Я говорю: —
Знаешь что, голубушка, ты бы ему все-таки что-нибудь попроще велела
сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить. Она говорит: — А что попроще? Какое слово? — Ну, попроси его, например, сказать: «Хрю-хрю». Девочка немножко подумала и говорит: — Поросеночек, скажи, пожалуйста: «Хрю-хрю!» Поросенок на нее смотрит и говорит: — Хрю-хрю! Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала. — Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился! Л. Пантелеев — Как вы думаете, поросенок действительно говорить научился? (Рассуждения детей.) — Давайте поиграем. Кто будет девочкой? Кто поросенком? Воспитатель
помогает детям разыграть сценку, подсказывая фразы. Сам исполняет роль
автора. Игра повторяется по желанию детей 1–2 раза. 4 — Поросенок умеет только хрюкать. Воробей — чирикать. А что умеет делать петушок (кукарекать), кукушка (куковать)? — Ворона: «Как-кар-кар». Что она делает? — Корова: «Му-у, му-у». — Уточка: «Кря-кря-кря». — Цыпленок: «Пи-пи-пи». — Козочка: «Ме-е-е, ме-е-е». — Овечка: «Бе-е-е, бе-е-е». — Лягушка: «Ква-ква-ква». — Гусь: «Га-га-га». — Назовите какое-нибудь животное или птицу и расскажите, что и как они делают. (Опросить всех желающих детей.) |