Цель. Побуждать детей вступать в
содержательное общение со взрослым, поддерживать игровое взаимодействие
со сверстниками. Учить составлять короткие описания игрушек. Развивать
фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, артикуляционный
аппарат детей. Материал. Кукла Катя. Фланелеграф и картинки: девочка, солнышко, птички, ромашка, одуванчик, колокольчик, бабочка. Содержание 1 Воспитатель вносит в группу красивую куклу. Дети окружают ее.
Педагог читает потешку 2 раза, второй раз — вместе с детьми, сопровождая слова действиями с куклой. Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой! Приглашает детей сесть на стульчики. 2 — Нравится вам Катя? Чем она вам нравится? (Свободные высказывания детей.) —
Да, наша Катя красавица. У нее глазки… Волосики… На Кате нарядное… Катя
умеет… С ней интересно играть. Ее можно… Катя нам очень… (интонацией
побуждает детей завершить предложение). — Кто хочет рассказать о Кате так, чтобы ей было приятно? (После каждого рассказа Катя хлопает в ладоши, радуется.) 3 Воспитатель вызывает ребенка. Он будет изображать слово «кукла». Педагог предлагает детям описать куклу. (Красивая, большая, нарядная…) Тот, кто произнесет слово «красивая», выходит к доске и встает рядом с первым ребенком. — Что получится, если слова произнести друг за другом? (Кукла красивая.) А если слова переставить? (Красивая кукла.) Затем слово «красивая» заменяется словом «нарядная», и дети произносят новое предложение. Воспитатель дает детям задания: первое «слово» должно попрыгать, второе — покружиться. 4 — Послушайте историю, которая произошла с Катей: «Вышла Катюша рано утром из дома и видит: солнышко ярко светит, птички летают. Побежала Катюша на лужок. Много на лугу разных цветов: вот ромашка с белой головкой и серединкой, как маленькое солнышко. А вот белый одуванчик. Он похож на маленький комочек. Подуешь на него — и полетят пушинки-парашютики. А это колокольчик.
Запоет он свою песенку, закачает от ветерка своей синей головкой, сразу
всем цветам станет весело. Засмотрелась Катюша на цветы… Вдруг видит:
на колокольчик села красивая бабочка. Взмахнула девочка рукой, хотела поймать бабочку, но та вспорхнула и перелетела на ромашку. Пожалела Катя бабочку и не стала ее ловить». Во время рассказа педагог выставляет на фланелеграф картинки. В тексте их названия выделены курсивом. —
Посмотрите, дети, какая красивая получилась у нас картинка! Расскажите,
что на ней изображено. (Дети вместе с воспитателем называют все
предметы.) — Во всех этих словах есть звук [к]. Он очень коротенький, его нельзя спеть (звук повторяется 2–3 раза). Воспитатель произносит слова, выделяя звук [к]: девочка, Катюша, солнышко, птичка, бабочка, ромашка, одуванчик, колокольчик. Дети по очереди выходят к доске и называют предметы, выделяя
звук [к]. Если ребенок выполнил задание верно, то он снимает картинку.
Если ребенок затрудняется, воспитатель сам произносит слово, а ребенок
повторяет его. 5 — Катя хочет с вами поиграть.
Встаньте парами (мальчик с девочкой), повернитесь друг к другу. Если
Катя покажет ромашку — девочки заиграют на дудочках: «Ду-ду-ду-ду-ду»
(выразительные движения руками). Если покажет колокольчик — заиграют
мальчики: «Динь-динь-динь-динь». Девочки играют для мальчиков, мальчики —
для девочек. Воспитатель в произвольном порядке показывает
картинки, а дети выполняют соответствующие действия (9 — 12 раз). В
конце игры кукла Катя хлопает в ладоши и хвалит детей. — А сейчас
сильно надуйте щеки, как будто у вас во рту два мячика (показ), и долго
произносите: «Пу-у-у» — выпускайте воздух (повторить 5–6 раз). — Кате очень понравилось с вами играть. Но ей пора уходить. Что скажем Кате на прощание? (Свободные высказывания детей.) |