Цель. Побуждать детей вступать в
игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; высказываться на темы
из личного опыта. Подбирать слова с противоположным значением. Развивать
речевое внимание детей. Материал. Рубанок или картинка с его изображением. Мяч. Содержание
1 Воспитатель читает детям рассказ «Для чего руки нужны». Для чего руки нужны Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — Чтобы в мячик играть, — ответил Петя. — А еще для чего? — спросил дед. — Чтобы ложку держать. — А еще? — Чтобы кошку гладить. — А еще? — Чтобы камешки в речку бросать… Весь
вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал, только он маленький был и
обо всех людях по своим рукам судил, а не по трудовым рукам, которыми
вся жизнь, весь белый свет держится. Е. Пермяк —
Понравился вам рассказ? Для чего Пете руки нужны? (Ответы.) А вам для
чего? (Высказывания детей.) Для чего нужны руки взрослым людям?
Расскажите о том, чего не сказал Петя. (Высказывания детей.) 2 —
Много разных дел делают трудовые руки: и варят, и шьют, и строят.
Поиграем. Вы будете строгать доски рубанками. (Показ картинки.) Большие
рубанки строгают: «Жик-жик-жик», а маленькие: «Шик-шик-шик».
(Воспитатель имитирует движения). — Встаньте парами.
Договоритесь, у кого большие рубанки, а у кого маленькие. Большие
рубанки: «Жик-жик-жик». Маленькие: «Шик-шик-шик». (Игра в разном порядке
повторяется 6–8 раз.) 3 — Встаньте в круг.
Поиграем в игру «Скажи наоборот». Кому брошу мяч, тот в ответ на мое
слово скажет слово с противоположным значением и перебросит мяч обратно. Слова:
большой — маленький, трудолюбивый — ленивый, горячий — холодный,
веселый — грустный, высокий — низкий, далекий — близкий, мокрый — сухой;
лежать — стоять, кричать — молчать, смеяться — плакать, открывать —
закрывать, отрывать — пришивать, включать — выключать, проглотить —
выплюнуть. 4 — А сейчас садитесь на стулья и
послушайте стихотворение про огромного великана и маленькую мышь
(«Великан и мышь», Альвин Фройденберг). Тс-с! Тихо! Слушайте, ребята! Жил великан один когда-то. Во сне вздохнул он что есть сил И мышь — живую! — проглотил. Бедняга прибежал к врачу: — Я мышку съел! Я не шучу! Помилуйте, какие шутки, Она пищит в моем желудке… Был врач умнейший человек, Он строго глянул из-под век: — Откройте рот, скажите: «А». Живую мышь? Зачем? Когда? Сейчас? Так что же вы сидите? Идите кошку проглотите! 5 — Поиграем в игру «Бывает — не бывает». Я буду произносить предложения, а вы — говорить: бывает ли так и почему. — Великан проглотил мышь. — Мышь съела сыр. — Мышь проглотила слона. — Слон трубит. — Слон встретил муравья. — Слон испугался муравья. — Муравей поднял быка. — Бык забодал лягушку. — Лягушка съела свеклу. — А теперь сами сочиняйте небылицы и сами спрашивайте своих друзей, бывает так или нет и почему. |