Цель. Побуждать детей к игровому и
речевому взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Развивать
фонематический слух, речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Материал. Картинки: яблоня (ветка с яблоком), елка, дуб, осина, шиповник, береза. Белые шапочки-ободки (на всех детей и воспитателя). Подготовка к занятию. Накануне
занятия вечером воспитатель рассказывает детям русскую народную сказку
«Как коза избушку построила». Знакомит с растениями из сказки. Содержание
Воспитатель вносит в группу картинки, расставляет их на стенде и приглашает детей подойти. — Узнали эти растения? Вот… (яблоня), это… (елка, дуб, осина, шиповник) (интонацией побуждает детей назвать картинки). Из какой сказки они пришли? («Как коза избушку построила») — Поиграем. Я буду мама-коза, а вы — мои козлята. (Надевает детям на головы ободки.) —
Наша хозяйка ленивая. Травки нам не дает, не поит нас водою ключевой.
Уйдем от нее. Пойдем искать место, где можно построить новую избушку.
(Берет со стенда картинки и расставляет их в разных местах группы.) — Вот яблоня стоит. Спросим: — Яблонька, яблонька! Можно нам под твоими ветками избушку построить? (Вместе с детьми.) —
Не строй подо мной избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут
— твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь. (Воспитатель совмещает
роли мамы-козы и тех растений, с которыми ведется диалог.) — Пошли к елке. (Воспитатель и дети-козлята перемещаются от картинки к картинке.) — Елка, елка! Можно нам под тобою избушку построить? — Не строй подо мною избушку, — отвечает елка. — Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше! — Пошли коза с козлятами дальше. Вот высокий дуб стоит. — Дуб, дуб! Можно нам под тобою избушку построить? — Не строй подо мною избушку, — отвечает дуб. — По осени желуди с меня упадут — твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь. — Пошли к осине. — Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить? Затрясла осинка всеми веточками, всеми листьями: — Мои листочки днем и ночью шумят — твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше! Нечего делать, отправились коза с козлятками дальше. Пришли к шиповнику: — Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить? Закачался шиповник: —
Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон на мне какие колючки острые!
Будут твои козлятки прыгать, скакать — всю шерстку себе повыдерут.
Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше! Пошла коза к березе: — Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить? Качнула березка веточками, сказала: — Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной избушку. —
Давайте, дети, строить избушку. Когда стучит большой молоток, то
слышно: «Тук-тук-тук». (Дети повторяют звукосочетание 5–6 раз и
имитируют движения молотка.) — Когда стучат маленькие молоточки,
то слышно: «Тюк-тюк-тюк». (Дети произносят звукосочетание 5–6 раз и
имитируют движения молоточка.) — Давайте забьем гвозди большими молотками. (Тук-тук-тук.) — Теперь забьем маленькие гвоздики маленькими молоточками. (Тюк-тюк-тюк.) — Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит. Без системы воспитатель повторяет звукосочетания, а дети отгадывают, какой молоток стучит. — Все. Дом построили. Будем жить-поживать. —
Давайте сварим кашу: «Шух-шух-шух». (Дети произносят звукосочетание и
имитируют движения.) Каша готова. Можно есть. Она вкусная, сладкая (дети
имитируют движения). — Подставляйте кружечки, я налью вам
молока. Пейте молоко (дети имитируют движения). Наелись. Оближем зубки.
(Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка
с закрытым и открытым ртом.) — Поели, попили молочка, теперь попрыгайте, побегайте, покружитесь, бегите к маме-козе. Пойдемте гулять. |