Цель. Организовывать игровое и
речевое взаимодействие детей со сверстниками, побуждать поддерживать
диалог. Составлять короткие описания игрушек. Передавать содержание
сказки в процессе драматизации. Развивать фонематическое восприятие,
артикуляционный аппарат детей. Материал. Игрушки: кукла-бабушка, кукла-внучка, заяц, коза, лошадка, пчела. Корзинка. Мяч.
Содержание 1 Воспитатель
приглашает детей подойти и посмотреть посылку, которую принес
почтальон. Дети обнаруживают корзинку с игрушками, окружают ее. — Интересно, кто в корзине? Давайте посмотрим. Это кукла-бабушка. Как вы думаете, почему это бабушка? (У нее седые волосы, одежда, как у бабушки.) А это — ее внучка. Скажите девочке, какая она нарядная. (Высказывания детей.) —
Хотите подержать в руках зверюшек, которые в корзине? Опишите их так,
чтобы было понятно, что они вам очень нравятся. Кто хочет описать зайку
(козу, лошадку)? Дети рассматривают игрушки, описывают их. В случае необходимости воспитатель помогает. 2 —
Сейчас я вам расскажу историю, которая произошла с этой девочкой и ее
бабушкой. Садитесь скорее и слушайте. Девочку зовут Бручолина. Она
пришла к нам из итальянской сказки. Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая речь действиями с игрушками. Ленивая Бручолина (итальянская сказка в обработке Л. Вершинина) Жила
в одном селении девочка, которая не любила ходить ножками. Звали эту
ленивую девочку Бручолина. И была у нее бабушка, старенькая, седая. Вот
однажды пошла бабушка с внучкой на лужок, цветы собирать. Нарвали они
большой букет ромашек и одуванчиков и не спеша отправились домой. Но очень скоро Бручолине надоело идти самой, она остановилась и захныкала: — Хочу на ручки, хочу на ручки! Стала ей бабушка выговаривать: — И не стыдно тебе! Ведь ты уже совсем большая! Не возьму тебя на руки! — Повернулась и ушла. Села Бручолина на землю и заплакала: — Кто меня отнесет домой? Бабушка моя ушла… Прибежал зайчик: «Садись, я тебя отнесу». Уселась
зайцу на спину, и косой поскакал по тропинке. Но ведь зайцы — народ
пугливый. Вот и наш зайчишка при каждом шорохе спешил спрятаться в
лесок. Лежит за пеньком, не шелохнется, только усики еле заметно
подрагивают. Устала Бручолина
ждать, пока у трусишки страх пройдет… Прислонилась Бручолина к дереву,
стоит пригорюнившись, вот-вот расплачется. Очень ей себя жалко. Она и в
самом деле заплакала: — Кто меня отнесет домой? Бабушка моя ушла, Заяц всего боится… Подбежала козочка: «Садись, я тебя отнесу». Села Бручолина к ней на спину, и коза поскакала вперед. «Ой, сейчас упаду!» — испугалась Бручолина. И только она об этом подумала, как и вправду свалилась на землю. Встала
она, отряхнулась, смотрит — а козочки и след простыл. Тут уж Бручолина
не на шутку испугалась. Закричала она что было силы: — Кто меня отнесет домой? Бабушка моя ушла, Заяц всего боится, Коза убежала… Подскочила
к ней лошадка: «Я тебя отнесу». Лошадка опустилась на колени,
подождала, пока Бручолина взобралась к ней на спину. Потом поднялась и
поскакала. Бручолина обеими
руками уцепилась за лошадиную холку, но все-таки не удержалась и упала
прямо в траву. Лежит в траве и горько плачет: — Кто меня отнесет домой? Бабушка моя ушла, Заяц всего боится, Коза убежала, Лошадка скачет во весь опор… Мимо пролетела пчела. — Ж-ж-ж-ж! Попробуй лучше идти ножками, — посоветовала она Бручолине. И улетела. Никто
больше не хотел помочь ленивой девочке. Пришлось ей самой добираться до
дому. Сначала она шла медленно, потом все быстрее и быстрее. Когда она
вбежала в дом, бабушка накрывала уже на стол. Ничего не сказала она
внучке. Стояла и, улыбаясь, смотрела, как Бручолина с аппетитом ест. —
Покажите, как медленно и тяжело брела Бручолина: топ — топ — топ. Потом
она пошла побыстрее: топ — топ — топ. А потом побежала быстро-быстро:
топ-топ-топ. — Какая Бручолина в этой сказке? (Ленивая.) Бручолина сначала была ленивая, но потом она исправилась. А зайка? (Пугливый, трусливый.) Зайка пугливый, но добрый. Он хотел помочь девочке. 3 Воспитатель
предлагает детям разыграть сказку. Он рассказывает сказку, а дети
выполняют действия с игрушками, разыгрывают диалоги. 4 —
Бручолина хочет поиграть с вами. Вставайте в круг. Бручолина будет
называть разные слова, а вы должны сказать, какой звук она выделила:
произнесла громче или дольше. Воспитатель произносит слово и
бросает мяч ребенку, тот называет выделенный звук и перебрасывает мяч
обратно. В игре потребуется помощь воспитателя тем детям, которые
произносят согласный звук с призвуком гласного или не могут назвать его. Слова:
Бабушка, Белочка, Внучка, Веревочка, Девочка, Дом, Дерево, одуванчик,
Лошадка, Лесок, Лужок, Пчела, Пенек, Зайка, Земля, Снежок, василек,
Ромашка, ириска. |