Цель. Побуждать детей поддерживать
диалог со взрослым, участвовать в составлении коллективного рассказа.
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей. Материал. Фланелеграф. Картинки: зебра, заяц, коза, зеркало, роза, корзина. Синий и зеленый кружок одинакового размера. Содержание 1 Воспитатель приглашает детей сесть на ковер и отгадать загадку. Летит мохнатенькая, Летит за сладеньким. (Пчела)
—
Это пчела. Пчелы летают над цветущими растениями, собирают сладкий сок —
нектар и делают из него мед. Пчелы жужжат: «З-з-з». Какая у них
песенка? («З-з-з».) Слышится звук [з]. — А вот загадка о мухе. Черненький хохолок Воткнулся в потолок. — Мухи летают и поют свою звонкую песенку: «Зь-зь-зь». Как поют мухи? («Зь-зь-зь».) Слышится звук [з’]. —
Договоритесь, кто из вас будет пчелой, а кто — мухой. Пчелы летят и
поют: «З-з-з». Сели пчелы на цветы, собирают нектар. (Дети произносят
звукоподражания и выполняют соответствующие движения.) — Летят мухи и поют: «Зь-зь-зь». Сели мухи на травку. Затем дети меняются ролями и игра повторяется. 2 —
Поиграем в игру «Летит — не летит». Я буду называть слова, например,
«самолет». Самолет летит. Поднимите палец вверх и скажите шепотом:
«Летит, летит, летит». А если я скажу, например, слово «кастрюля», то вы
не поднимайте палец и сидите тихо, потому что кастрюли не летают. Слова для игры: самолет, зебра, вертолет, заяц, коза, шмель, зеркало, оса, роза, корзина. — А сейчас пчелы и мухи полетели. Сели на стулья. 3 —
У меня на фланелеграфе картинки. Я буду называть предметы и петь
песенки пчел или мух (произносит слова с выделением звуков [з] и [з’]):
зебра, заяц, коза, зеркало, роза, корзина. — Вот слова со звуком [з]: з-з-заяц, коз-з-за, роз-з-за. В них слышится песенка пчелы. — А вот слова со звуком [з’]: зь-зь-зебра, зь-зь-зеркало, корзь-зь-зина. В них слышится песенка мухи. —
Звук [з] произносится твердо (дети повторяют звук), а [з’] — мягко
(дети повторяют звук). [З] и [з’] — братцы: [з] — большой братец, а [з’]
— маленький. Картинки со звуком [з] будем ставить после синего кружка,
со звуком [з’] — после зеленого. Воспитатель вызывает ребенка. Он
называет предмет, затем вместе с воспитателем еще раз повторяет слово с
выделением звука [з] или [з’] и ставит картинку после соответствующего
кружка. Такая работа проводится со всеми словами. 4 — А сейчас мы сочиним по нашим картинкам историю о путешествии пчелки. —
Мохнатенькая пчелка прилетела в город. Куда она попала — догадайтесь
сами. Там живут разные звери: тигры, волки, лисы, медведи. Это… (зоопарк). А еще в зоопарке есть полосатые коняшки. Что это за коняшки в полосатых тельняшках? (Зебры — показ картинки.) В зоопарке живет также музыкант, который играет на барабане. У него длинные уши и короткий хвост. Он любит морковку. Это… (заяц). Покружилась
пчелка над домиком зайки и полетела дальше. Смотрит: на лужайке кто-то
пасется, жует травку. Шерстка белая, рожки острые, копытца твердые,
хвостик короткий. Дает детям молочко. Это… (коза). Далее
воспитатель предлагает детям рассказать о тех животных, которые
встретились пчелке в зоопарке. При необходимости оказывает помощь,
подсказывая начало предложения. (Вызвать 2–3 желающих.) —
Понравился пчелке лужок, на котором паслась коза. Пчелка полетела к
своим подружкам и рассказала про этот лужок. Стали пчелки-подружки
летать на лужок и собирать там нектар. — Покажите, как пчелки летают и собирают нектар. Летят мохнатенькие, летят за сладеньким. |