Цель. Побуждать детей поддерживать
диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.
Активизировать прилагательные. Формировать представление о слове как
единице языка: слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова.
Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух детей. Материал. Игрушки: собака, кот, лодочка, мышонок. Бумажные лодочки и пароходики (по количеству детей). Тазики с водой (4 шт.). Содержание 1 Воспитатель расставляет полукругом стулья, сажает в центр стола игрушки. Дети заинтересовываются, подходят поближе.
— Вам нравятся игрушки, которые я принесла? Давайте назовем их: это… (кот), это… (собака, пес), это… (мышонок), это… (лодочка, лодка). —
Ярослав, скажи слово «кот» громко. Скажем слово громко все вместе.
Настенька, скажи слово «лодочка» медленно. А теперь все вместе. Оленька,
скажи слово «мышонок» ласково. Кто хочет сказать так же ласково? — Опишите мышонка. Какой он? (Ответы.) Мышонок маленький, серенький, красивый, быстрый, юркий, ловкий. 2 —
Сережа, возьми мышонка. Ты будешь изображать слово «мышонок». А ты,
Вадим, — слово «маленький». Встаньте рядом. Что получилось? (Мышонок маленький.) Если я переставлю слова, что получится? (Маленький мышонок.) А если я уберу слово «маленький» (Вадим садится на место), какое слово останется? (Мышонок.) 3 — Саша, закрой глаза, а я назову игрушку, которая лежит на столе. (Кот.) Открой
глаза и покажи ее детям. (Ребенок открывает глаза, берет игрушку и
показывает ее.) Правильно, я сказала слово «кот» и Саша вам показал
кота. — Послушайте, какое короткое слово «кот» (вытягивает руки
перед собой и, произнося слово, слегка раздвигает ладони). Давайте все
«померяем» слово «кот». Оно короткое. — Но нашу игрушку можно
назвать словом «котик». Коля, «померяй» слово «котик» (помогает
ребенку), а ты, Саша, — слово «кот» (помогает ребенку). У кого слово
длиннее — у Коли или у Саши? А какое слово длиннее — «кот» или «котик»? 4 Воспитатель берет лодку. — Что можно сказать про лодку, какая она? (Красивая, легкая, удобная, большая.)
Андрюша, «померяй» слово «лодка» (воспитатель помогает ребенку). А я
«измерю» слово «лодочка», ведь мы можем так назвать нашу красивую лодку
(«измеряет» слово). Какое слово длиннее? («Лодочка».) 5 — Послушайте стихотворение «На лодочке». На лодке по реке Катался пес — и вот Глядит: невдалеке В костер свалился… кот! Тут крикнул пес: «Постой! — Мышонку у воды. — Мы вызволим с тобой Беднягу из беды!..» «Ты, видно, не спешишь, — Мышонок отвечал, — А я спешу в Париж, А я бегу на бал. К лягушке на бугор Скачи во весь опор — Пускай накличет дождь Лягушка на костер. А я отправлюсь в путь. Я, знаешь, не готов Из пламени тянуть Поджаренных котов!..» М. Карем, перевод М. Яснова — Понравилось стихотворение? Как вы думаете, почему мышонок не захотел спасать кота? (Рассуждения детей.) 6 —
Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух-шух-шух», а когда
пароходы, то слышно: «Тшух-тшух-тшух». (Дети повторяют звукосочетания,
сопровождая их выразительными движениями: «гребут веслами», изображают
работу мотора.) — Разбейтесь на пары. Кто хочет быть лодочкой, а кто пароходом? По
сигналу — «Плывут лодочки» — первая группа детей идет по группе и
произносит звукосочетания: «Шух-шух-шух»; по сигналу — «Плывут пароходы»
— упражнение выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и
игра повторяется. Воспитатель расставляет на столы тазы с водой, пускает в них бумажные лодочки и пароходы. — Ветер гонит лодочки и пароходы: «Фу-у-у» (показ). Покажите, как. Дети, произнося «Фу-у-у», дуют на лодочки так, чтобы они плыли от одного «берега» до другого. Занятие переходит в свободную игру. |