Цель. Вовлекать детей в
содержательное общение со взрослым и сверстниками: рассуждать,
обращаться к партнеру с побуждениями, вопросами, отвечать на них.
Активизировать в речи глаголы; соотносить с глаголами выразительные
движения. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Материал. Большой
лист бумаги, краски, кисточка. Ярко окрашенные стрелки для бумажных
часов, Предметы, издающие разнообразные звуки: часы-будильник,
колокольчик, дудочка, трещотка, книга, газета, стакан с водой, чашка,
гусли, металлофон и т. п. Содержание 1 Воспитатель
вносит в группу большой лист бумаги, краски и кисточку и начинает
рисовать часы-будильник. Дети окружают педагога, наблюдают за его
действиями. Воспитатель читает стихотворение (из детского творчества;
материалы Г. А. Тумаковой). Ночь темна, темна, безлунна. Только утро настает — Наш будильник утром рано В детский сад ребят зовет. По
ходу рисования воспитатель комментирует: «Это циферблат. Это цифры, они
обозначают время. А вот это — звонок. Он звонит и будит людей». В том
случае, если воспитатель плохо рисует, часы можно сделать заранее из
бумаги и «собрать по частям».
— Часы тикают, маятник
раскачивается из стороны в сторону. Вот так (воспитатель кончиком языка
проводит от угла до угла рта и обратно, не дотрагиваясь до губ).
Покажите, как двигается маятник? (Дети выполняют упражнение 5–6 раз;
после короткого отдыха действия повторяются.) — У часов есть
стрелки (передвигает стрелки так, чтобы они показывали утреннее время).
Сейчас часы показывают утро. Они тикают: «Ут-ро, ут-ро, ут-ро». Как часы
тикают? (Воспитатель раскачивает руками из стороны в сторону, задавая
ритм; дети в такт произносят слово 5–6 раз.) 2 Дети садятся полукругом. Воспитатель изображает, как чистят зубы. — Отгадайте, что дети делают утром? (Чистят зубы.) А теперь покажите, что еще дети делают по утрам. В
случае необходимости воспитатель подсказывает детям действия:
умываются, причесываются, одеваются, делают зарядку, завтракают, пьют
чай. — А теперь часы говорят: «День-день-день-день». (Стрелки
показывают 12 часов.) Что они говорят? (Дети повторяют слово 5–6 раз.)
Днем дети занимаются, гуляют, играют, обедают, спят. (Воспитатель
интонацией незавершенности приглашает детей включиться в диалог, назвать
действия.) — Когда стрелки вот здесь, часы говорят: «Ве-чер, ве-чер, ве-чер». Что они говорят? (Ответы детей.) —
Покажите, что вы делаете вечером. (Дети изображают, как они ужинают,
пьют чай, умываются, чистят зубы, раздеваются, ложатся спать.) — А теперь послушайте мою загадку. Мы, когда идем, стоим, А стоять умеем лежа. Даже если убежим, Мы не двигаемся тоже. (Часы) — Как можно узнать, стоят часы или идут? (Рассуждения детей.) Когда часы идут, они… (тикают) и двигаются… (стрелки). А когда стоят — они… (молчат) и стрелки… (не двигаются). — Представьте себе, что часы остановились, а вы этого не заметили. Что могло из-за этого произойти? (Рассуждения детей.) —
Если часы остановились или неправильно показывают время, можно опоздать
в детский сад, в кино, в театр, в магазин, в гости. Придешь в театр — а
спектакль уже кончился. Придешь в гости, а гости уже расходятся. —
Если у вас остановились часы, как узнать, который час? (Рассуждения
детей.) Можно спросить у соседей, включить телевизор, радио, позвонить
по телефону 100. 3 Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто что слышит?» Достает предметы и интонацией побуждает детей называть их. — У меня на столе… (часы-будильник, колокольчик, дудочка, трещотка, книга, стакан с водой, чашка, газета, гусли, металлофон).
Эти предметы звенят, шуршат, журчат, трещат, шелестят. Закройте глаза.
Послушайте (шелестит листами книги). Что услышали? (Ответы. Обязательно
подвести детей к тому, чтобы они называли не только предмет, но и его
действия: шелестит, шуршит и т. п.) — А сейчас игру будет вести Саша. Что надо сначала сказать? («Дети, закройте глаза».) Загадывай загадку-«звучалку». Вызывай того, кто будет отгадывать. И т. д. Воспитатель
по очереди назначает желающих на роль ведущего. В случае необходимости
подсказывает ребенку, что он должен делать. Таким образом между детьми
возникает диалог. |