Цель. Побуждать детей вступать в
речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы;
аргументированно высказываться, рассуждать. Учить строить простые
предложения разной структуры (игра «Живые слова», игра в перевертыши).
Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание,
артикуляционный аппарат детей. Материал. Круг с
широкой полосой по диаметру. Картинки: столб, пес, колбаса, соль,
стекла. Бумага и фломастеры (по одному комплекту на пару детей). Кассета
с записью тихой музыки. Содержание
1 Воспитатель приглашает детей сесть полукругом и послушать стихотворение «Мир наоборот». Дым столбом валил в трубу, Месяц с неба выл на пса, Птицы пугало пугали, Ела кошку колбаса. Соль себя пересолила, Мыло в шайке пену мыло, Шалопаев били стекла, Пыль пошла — вода промокла, Тень отбрасывает шест — Это все В один присест За шесть лет я сочинил, Покамест голову чинил. Ф. Галас, перевод А. Эппеля — Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Мир наоборот»? (Рассуждения детей.) 2 —
Сейчас мы поиграем. Я буду кидать вам мяч, а вы бросая его мне назад,
должны сказать какую-нибудь небылицу: что-то такое, чего на свете не
бывает. Дети встают в круг, педагог бросает мяч тем детям, по
поведению которых видно, что они уже придумали небылицу. В случае
необходимости воспитатель подсказывает. После игры дети садятся на
стулья. 3 — В нашем веселом стихотворении мы
встретили такие слова: столб, пес, колбаса, соль, стекла. В них слышится
звук [с] — песенка воды. Прислушайтесь: «С-с-столб, пес-с-с,
кол-бас-с-са, с-с-соль, с-с-стекла». (По мере называния выставляет
картинки на панно.) — Произнесите эти слова так же, как я. Петя,
скажи слово «столб». (Ребенок сначала вместе с воспитателем, а затем
самостоятельно произносит слово, выделяя звук [с], и убирает картинку.) Игра продолжается пока не будут названы все картинки. 4 —
Поиграем в игру «Живые слова». Игорь будет изображать слово «пес» (дает
ему картинку), а Сережа — слово «веселый». (Дети встают рядом.)
Попробуем «прочитать», что получилось: Игорь произнесет свое слово, а
Сережа — свое. (Пес веселый.) А теперь переставим слова (дети меняются местами) и «прочитаем» предложение. (Веселый пес.) Сейчас Сережа сядет, а на его место придет Олег. Олег будет изображать слово «лает». Что у нас получится? (Пес лает.) Таким же образом составляются предложения: «Пес спит», «Спит пес», «Пес спит сладко». 5 —
В слове «пес» есть звук [с] — песенка воды. Поиграем в игру
«Вода-водичка». Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно:
«С-с-с-с». (Дети длительно и громко произносят звук.) Когда из крана
капают капли, то слышно: «С, с, с». (Дети произносят звуки отрывисто и
тихо.) — Вот кран (показывает кружок с полосой). Если я сильно
поверну кран (воспитатель держит круг перед собой и поворачивает его
слева направо), вы будете громко петь: «С-с-с-с»; если немножко поверну
(показ), вы будете петь тихо: «С, с, с». Воспитатель поворачивает круг 6–7 раз, а дети поют соответствующие песенки. 6 —
Вода холодная. Можно подставить ладошку и почувствовать это, когда она
сочится из крана. Попробуйте, чувствуете, какая холодная вода? Воспитатель
подносит ко рту ладонь и, не высовывая языка, с сомкнутыми зубами,
произносит: «Тс-с-с» — дети повторяют движения. Некоторым детям
воспитатель предлагает подуть и на свою руку. 7 — В воде живут разные животные: рыбы, раки, жуки-плавунцы; растут водоросли. Над водой летают стрекозы, бабочки. —
Вот вам бумага и фломастеры. Разбейтесь на пары и нарисуйте подводный
мир, жизнь ручейка, речки, моря. Только пусть это будет «мир наоборот».
Изобразите то, чего не бывает. Сочиняйте вместе. Пока дети рисуют, звучит тихая музыка. Затем рассказывают друг другу о нарисованном. |