Цель. Побуждать детей вступать в
игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; высказываться на темы
из личного опыта (внеситуативное общение); аргументировать свое мнение,
рассуждать при отгадывании загадок. Закрепить обобщающие наименования
«деревья», «птицы». Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат
детей. Материал. Коробка с большими и маленькими
«медалями» (синими кругами на шнурке) — по количеству детей. Мяч.
Зеркало. Игрушка белочка. Аппликации на тему «Зимние припасы белочки»,
чистые полоски и формы для детских аппликаций (орехи, грибы, ягоды,
яблоки), клей, кисточки (по одному комплекту на пару детей). Содержание 1 Воспитатель вносит в группу яркий мяч и просит детей встать в круг. — На каждое мое слово выбудете передавать мяч друг другу. Но если услышите слово со звуком [р], перебросите мяч мне. Слова:
лопата, олень, мороз, корова, собака, помидор, бабочка, солнышко,
пароход, книга, ручка, морковь, автобус, лев, ложка, рыба, петушок,
поросенок, доктор, зайчик, самовар. — Кто из вас хочет быть ведущим? Из желающих воспитатель выбирает ребенка поэнергичнее; в случае необходимости помогает ему. 2 —
А теперь вы будете птичками-синичками. Эти синие медали — для больших и
маленьких синичек. Какой синичкой вы хотите быть — большой или
маленькой? Выбирайте медали. (Помогает детям повесить медали на шею.
Количество больших и маленьких «медалей» должно быть одинаковым.) —
Большие синички бросают мяч маленьким и приветствуют их:
«Зинь-зинь-зинь». А маленькие отвечают: «Синь-синь-синь», и
перебрасывают мяч большим синичкам. Затем дети меняются медалями и игра повторяется. 3 — Садитесь, синички, на веточки (стулья). (Воспитатель собирает медали.) Послушайте скороговорку. (Читает 2 раза.) Солнце садится, струится водица, Птица-синица в водицу глядится. Чистой водицы синица напьется — Славно сегодня звенится-поется! М. Бородицкая — Произнесем эту скороговорку все вместе: сначала медленно тихим голосом; потом погромче и так же медленно. А теперь побыстрее. 4 —
Давайте пофантазируем. Представьте себе, что это зеркало — лужица с
водой, в которую глядится синица. Как вы думаете, что она там видит? (Небо, солнце, облака, ветки деревьев, пролетающих птиц, бабочек, насекомых.) — Какие деревья видит в воде синица? (Ель, сосну, березу, дуб, клен, рябину.) — Какие птицы пролетают в небе? (Сорока, кукушка, дятел, воробей, голубь, ворона, галка.) —
Наши птички-синички живут в городском парке. Кто-нибудь из вас видел
синичек в парке? Там были кормушки? Кто повесил их? Чем подкармливают
птиц в холодное время года? Кто еще прилетает и приходит к кормушкам?
Расскажите, как вы кормили птичек и белочек в парке. (Свободные
высказывания детей.) 5 — О ком из обитателей городского парка эти загадки? Почему вы так думаете? Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) Хоть я не молоток — По дереву стучу. В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел) Синяя косынка, Темненькая спинка. Маленькая птичка, Зовут ее… (синичка). Кто на елке, на суку Счет ведет: «Ку-ку… Ку-ку!» (Кукушка) Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) Воспитатель ставит на стол белочку. 6 — Посмотрите, какие припасы заготовила белочка на зиму (демонстрируется аппликация). Что насушила белочка? (Яблоки, грибы, ягодки, орешки.) —
Разбейтесь на пары, и вместе приготовьте для белочки припасы. Вот вам
шнурочки, на которые будете нанизывать грибы и ягоды (раздает заготовки —
по одной на каждую пару детей), а вот и сами припасы (раздает конверты с
формами, клей и кисточки). Постарайтесь так развесить припасы, чтобы
было красиво. — Делайте заготовки вместе, дружно. За образец можете взять
какую-нибудь из этих карточек (расставляет на панно аппликации), а
хотите — придумайте все сами. Тихо звучит музыка. Дети
выкладывают аппликации. Когда работа завершена, дети делают подарки
белочке. Белочка благодарит детей и прощается с ними. |